Как человек отличается от животных?

Как человек отличается от животных?

Главное отличие человека от животного – способность к предвидению

Животные бывают разные

Итак, в чём отличие человека от животного? По мнению учёных, существенных отличий во внешних или внутренних органах приматов и человека нет. Ранее считалось, что видовое отличие человека, шимпанзе и гориллы, развившихся от общего предка, определилось тем, что в ходе естественного отбора человек стал существом прямоходящим, высвободил руки и стал изготавливать орудия труда. Однако очевидно, что между человеком и генетически ближайшими к нему видами возникло более глубокое различие, сопоставимое по масштабам с самыми революционными предшествующими изменениями в биосфере. Если человек явился воплощением нового эволюционного шага природы, то в чем он состоял? Анализ показывает, что главное отличие человека от биологических предшественников — это внеопытное мышление, а именно способность человека предвидеть. Эволюционный смысл обретённой способности состоял в том, чтобы испытать выживаемость организма не только в прямом столкновении его потребностей со средой, но через предвидение дать средство одаренным особям избегать неблагоприятных ситуаций и тем самым ввести еще одну возможность в механизм отбора.
Как известно, осмысленное поведение присуще высшим животным, но выведение логического следствия из наблюдений — ещё не является предвидением. Как и животные, в своей повседневной жизни большинство поступков человек совершает руководствуясь логикой, опирающейся на непосредственные наблюдения либо опыт. Отличие человека от животного на этом уровне состоит лишь в несоизмеримо большем объеме и разнообразии опыта.

Отличие человека от животного в способности к построению мысленной картины

Принципиальное качественное отличие человека от животного, реализующее лишь одному ему присущий дар предвидения, состоит в способности выводить логические следствия из предшествующих логических заключений. В результате создается образ реальности, в котором факты наблюдаемые и вводимые воображением, образуют логически связанную картину. Новая способность человека состоит в логической переработке опыта и построении мысленной ситуации, не наступившей, но возможной. Создание мысленного образа действий — это способ мышления, присущий человеку по самой его природе. Когда необходимо сделать выбор, когда поступок требует решения, человек мыслит посредством создания и перебора множества мысленных ситуаций. Способность к построению мысленной картины привела к следствиям, не связанным с конкурентным отбором. Человек приобрел способность испытывать в воображаемом мире те же чувства, что и в реальном. Это способствовало появлению искусств. Представляя предметы, которых не существует в реальном мире, человек стал создавать их.

Объединение особей в сообщества

Предки человека

Способность к предвидению лежит в основе социальной организации. В принципе, стремление особей к созданию сообществ является биологическим свойством. Оно наблюдается на всех уровнях, от клеточного — до образования животными стай. Объединение особей в сообщества является биологически выгодным. Возникновение многоклеточных организмов на пути эволюции жизни – есть результат объединения клеток во все более сложные сообщества. Это является биологическим отражением фундаментального закона эволюции материи. При этом между клетками в составе организма достигается высочайшая согласованность действий. Многоклеточный организм содержит все признаки управляемых систем: разделение функций, согласованность действий, иерархия. Эти же признаки присущи сообществам, образованным отдельными особями – стаи животных, птиц, муравейники и так далее. Только в отличии от биологических организмов они являются организмами социальными.

Воображение даёт возможность провести мысленный эксперимент

Эволюционное появление разума (способности предвидеть), внесло в создание управляемых сообществ и в организацию управления совершенно новый элемент. В «доразумный” период развития жизни каждый новый шаг в каждом элементе организации сообщества достигался эмпирически: неудачное испытание вело к гибели, поражению или утрате; удачное испытание добавляло что-то новое в копилку эволюции и опыта. Способность к предвидению сделала возможным построение мысленного сценария организации сообщества, воображаемого испытания этого сценария в предполагаемых ситуациях, совершенствование первоначального плана и выбор его оптимального варианта в зависимости от результатов мысленного эксперимента. И все это без мучительного, сопряженного с неизбежными потерями, длительного пути эмпирического совершенствования организации сообщества. Этот фактор стал основной причиной исключительно быстрой эволюции организации человеческого сообщества.Итак, в чём главное отличие человека от животного? В отличии от животного, человек обладает способностью к внеопытному мышлению, способностью к логической переработке опыта и построению мысленной ситуации, не наступившей, но потенциально возможной.

Метки: история человечества, отличие человека от животного, эволюция, антропология, homo sapiens

Тема урока: «Чем человек отличается от животного»

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (отличие человека от животных)

Задачи урока:

Познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их

Образовательные:

– формировать умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы;

– объяснять отличие человека от других объектов живой и неживой природы

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение людей к живым организмам;

– формировать умение работать в парах, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

— воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию

Развивающие:

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой — 4 класс, рабочая тетрадь, карточки –задания, презентация, ИКТ

Ход урока.

I.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

— Приветствие учащихся.

-Начать наш урок я хотела бы словами: «Если человек не получил за день ни каких знаний, то его день прошел зря.»

-Как вы понимаете эти слова?

-Для чего нужно изучать окружающий мир?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

— Прочитайте толкование понятия из толкового словаря С.И.Ожегова и определите кому будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока.

«Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.» (Слайд 2)

III. Постановка учебной задачи.

— Человек–это часть живой природы.

А какими признаками живой природы обладает человек ? ( рождается, растет, питается ,дышит, размножается , дает потомство, умирает)

— Скажите, а у кого есть еще такие признаки? (у животных)

— А человек отличается от животных.?

-Над этим вопросом люди задумывались очень давно. (Слайд 3)

Древнегреческий философ Платон отвечал на этот вопрос так : (слайд 4)

» Человек – это двуногое животное без перьев».

Но проходило время и через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:

«Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

— Ребята, о чем же мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока? (Чем человек отличается от животных.)

Какую цель перед собой поставим?( объяснить отличие человека от животных) (Слайд 5)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

— Что отличает людей от животных? «Выскажем предположения». Рассмотри рисунок (слайд 6) ( Дети высказывают своё мнение )

-Сейчас вы проведете исследование и выясните какие признаки отличают человека от животных. Для этого поработайте в минигруппах ( на партах карточки с цифрами 1, 2 ):

1 группа будет находить умения, присущие только человеку.

2 группа — умения, присущие животным. В работе вы будете пользоваться статьей из учебника на с.100-101.

(Работа в группах на листочках выписывают умения , которые присущи только животным ,человеку )

Далее группы зачитывают свои факты.

—Посмотрите на доску и сравните результат.( Слайд7)

Животные

Человек

Произносят отдельные звуки

Произносит звуки, слова, предложения, т.е. есть речь

Ходят на 4 лапах

Существо прямоходящее, ходят на 2ногах

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать

Может решать умственные задачи

Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления

Существо разумное.

Создают различные орудия труда, машины, механизмы

Не могут создать чертёж, проект

Может создать чертёж, проект

Некоторые могут рисовать

Выполняет разнообразную работу,

Пользуются инстинктами

Не могут выполнять различную работу

Может писать, резать, пилить и многое другое

Могут жить по одному

Существо общественное

Не ставят цель работы

Может ставить цель предстоящей работы

Не проявляет творчество

Может работать творчески

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Человек- существо прямоходящее, разумное, общественное, умеющее говорить. (Слайд 8)

-Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак заключается в том, что он существо общественное и разумное. Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др., но только человек обладает посто­янным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир — современные постройки, научные центры, города, дороги, фабрики, заводы, проложили путь в космические дали и др

5.Физминутка ( игра «Руки вверх» )

— А животные смогли бы выполнить это задание? Почему? ( не умеют думать, анализировать, делать выводы )

6.. Человек умеет думать и говорить.

Просмотр фрагмента «Ералаш» выпуск 53

— А сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент детского юмористического киножурнала «Ералаш». Смотрите внимательно и будьте готовы ответить на мои вопросы. Просмотр фрагмента

— Сколько человек было в первобытной школе?(9)

— С какой парты вышел первый ученик? (3)

— Что ел первобытный ученик? ( банан)

— Что сказал учитель? ( Завтра с родителями в пещеру директора)

-Где появилась шишка у педагога? ( На лбу справа)

— Какие различные мыслительные приемы мы использовали, чтобы ответить на мои вопросы? ( рассуждали, , анализировали, память, внимание )

— А животные обладают такими способностями?

-Какой сделаем вывод?

Отличием человека от животного является способность мыслить. (слайд 8)

-Но у мышления есть еще один помощник, как вы думаете что? (Слайд 9)

— А животные обладают речью?

— Для чего они издают звуки? ( сообщить об опасности, привлечь самку, привлечь детёныша, угроза)

— Какое значение имеет речь в жизни человека?

Вывод: Чтобы успешно решать умственную задачу нужно объснять, рассуждать, проговаривать решения вслух. (слайд 10)

7. Составление «образной» ленты времени. Слайд 11-17

-Всё в мире изменяется: дети становятся взрослыми, на месте старых домов вырастают новые. Человек строит города, дороги. Меняется облик планеты. Всё меньше остаётся на земле уголков дикой природы, где так же как и тысячу лет назад, выходят на охоту хищные звери, пасутся стада диких животных. А изменился ли облик самого человека с тех давних времён ?

— Обратите внимание как менялся облик человека: форма черепа, овал лица, подбородок.

— Давайте попробуем составить «образную» ленту времени, на которой представлены периоды развития человека.

— Пронумеруем от самого древнего образа к более современному.

1. Австралопите́ки Являются предками рода Люди Австралопитеки жили примерно 4 млн. лет назад. Большинство видов австралопитеков были всеядны, однако были подвиды, специализировавшиеся на растительной пище. Слайд 12

2..Питека́нтроп от греч. , что обозначает обезьянолюди,. Обитал около 700 тысяч лет назад Слайд 13

3. Неандерта́лец— вымерший представитель рода Люди. Первые люди с чертами неандертальца существовали в Европе 600 тысяч лет назад Слайд 14

4. Челове́к разу́мный (лат. Хомо Сапиенс и Гомо Сапиенс) — вид рода Люди . Жил от 35 000 лет назад до современного человека Слайд 15

8.-Сейчас вы поработаете в парах и обсудите события, которые человек наблюдал в природе, положительно повлиявшие на развитие его трудовой деятельности, улучшение условий жизни и продление её срока.

Соотнесите карточки с текстами и сделайте из них пары, отражающие связанные друг с другом события. (На парты раздаются карточки)

Человек приметил, что семена- итог развития растения.

Человек попробовал бросить собранные семена в землю и вырастить новое растение

Случайно пойманные( найденные) детеныши диких животных привыкали к человеку, жили около него и давали потомство.

Человек приручал животных, они давали ему пищу, одежду.

Человек замечал, что некоторые природные тела удерживают воду( скорлупа ореха, выемка в дереве)

Человек создал посуду , используя форму шара, овала, куба и свойства глины

Пища случайно попала в огонь ( зажарилась, нагрелась, запеклась)

Человек научился сохранять , а затем делало её вкуснее, дольше сохраняло её, а обогрев жилища делал его более тёплым и уютнымдобывать огонь. Использование огня при приготовлении пищи

Человек повсюду встречал опасности: огонь, холод, нападение животных, ядовитые растения и др.

Человек искал защиту от опасностей: шил одежду, строил жилища, научился распознавать лекарственные растения.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

— Какой вывод вы сделали?.

Человек всё время решает простые и сложные задачи,

преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия.

Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить). ( слайд16)

10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

— А сейчас вы проверите свои знания. (раздаются тесты, дети подчеркивают правильный ответ)

Тест

1.Чем человек отличается от животных. Отметь правильные ответы

— умеет строить жилище;

— имеет зрение и слух;

— умеет трудиться;

— заботиться о потомстве ;

— умеет говорить;

2.Какие особенности человека позволили ему создавать такие предметы: картины, книги, телевизор, машины, ракеты

-преследовать добычу;

-мыслить;

— добывать пищу;

-творить;

— умение говорить

— А сейчас обменяйтесь тестами и проверьте работу соседа (взаимопроверка по эталону) (Слайд 17)

VII.Рефлексия

Закончить урок я хочу словами великих людей и хочу чтобы вы запомнили их, потому что в жизни они вам очень пригодятся(Слайд18)

Сегодня на уроке: (Слайд19)

Я узнал …..

Я научился…

Мне понравилось ….

Я бы хотел ….

Новые знания мне пригодятся…..

VIII.Итог урока- К

-Какую цель мы с вами ставили в начале урока? ( выяснить чем человек отличается от животных)

-Достигли ли мы её ?

— Сегодня на уроке хорошо работали……

Дом .задание В ТПО стр 28 – все задания .

Человек приметил, что семена- итог развития растения.

Человек попробовал бросить собранные семена в землю и вырастить новое растение

Случайно пойманные( найденные) детеныши диких животных привыкали к человеку, жили около него и давали потомство.

Человек приручал животных, они давали ему пищу, одежду.

Человек замечал, что некоторые природные тела удерживают воду( скорлупа ореха, выемка в дереве)

Человек создал посуду , используя форму шара, овала, куба и свойства глины

Пища случайно попала в огонь ( зажарилась, нагрелась, запеклась)

Человек научился сохранять , а затем делало её вкуснее, дольше сохраняло её, а обогрев жилища делал его более тёплым и уютнымдобывать огонь. Использование огня при приготовлении пищи

Человек повсюду встречал опасности: огонь, холод, нападение животных, ядовитые растения и др.

Человек искал защиту от опасностей: шил одежду, строил жилища, научился распознавать лекарственные растения.

Представьте себе человека, который ведёт себя как все другие люди, но при этом не обладает сознанием. Уколите его булавкой — он отшатнётся, вскрикнет и потребует объяснений, демонстрируя все признаки боли и недоумения. На самом деле он является зомби — точнее, философским зомби, о которых любят рассуждать многие мыслители, занимающиеся проблемой сознания.

Изображение: Paulina Karpowicz(источник: saatchiart.com)

Этот зомби может даже говорить и строить рассуждения, но у него нет «квалиа» — того качества, которое окрашивает чувственный опыт каждого отдельного человека. Некоторые полагают, что это качество не сводится к совокупности нейронных реакций: оно насквозь пронизано субъективностью, что якобы подкрепляет идею о непроходимой грани между материей и сознанием. Другие считают, что аргументы такого рода полностью лишены смысла. Нет противоречия между материальностью какого-либо процесса и его субъективным содержанием.

Даже если наша боль уникальна, она по-прежнему остаётся нейронной реакцией.

Эту позицию разделяет, к примеру, Дэниел Деннет. Он не устаёт повторять, что бессмысленно говорить о сознании так, как будто это что-то определённое. Животные «в каком-то смысле» обладают сознанием, люди «в каком-то смысле» обладают им тоже. У эволюции нет черты или вступительного экзамена, пройдя который, можно получить звание сознательного существа.

Но необязательно быть Рене Декартом и считать всех животных бездушными автоматами, чтобы заметить, что разница между человеком и даже самой понятливой собакой или обезьяной всё-таки существует. Более сложный вопрос — в чем именно она заключается. Новые направления в психологии, когнитивистике и философии пытаются разгадать загадку, обратившись к понятию нарратива. В отличие от животных, человек постоянно рассказывает о себе истории. Именно эти истории определяют то, как мы видим наши жизни и то, как мы их проживаем.

Изображение: William Collins(источник:wikimedia.org)

Когда-то психологи считали, что способность к пониманию историй появляется у детей уже в школьном возрасте. Авторитетом здесь был Жан Пиаже, который писал об эгоцентричности детского мышления и неспособности ребёнка отделять себя и свои действия от внешнего мира. Однако позднейшие исследования внесли коррективы в это представление. Возможно, ребёнок не всегда способен рассказать о себе связную историю или понять какой-то замысловатый сюжет (даже среди взрослых далеко не все на это способны). Но его мышление уже в самом раннем возрасте построено в форме повествования.

В начале 1980-х годов психолог Джером Брунер из Нью-Йоркского университета принимал участие в проекте с поэтичным названием «Рассказы из детской кроватки». Началось всё с того, что мать и отец двухлетней девочки Эмили заметили, что перед сном их дочь некоторое время разговаривает сама с собой. Оба родителя были профессорами и поступили соответствующим образом: они положили в детскую кроватку миниатюрный диктофон и стали записывать речь Эмили. Эти записи (всего получилось 122 фрагмента) затем проанализировали психологи.

Оказалось, что беседы девочки с самой собой были значительно более сложными, чем её разговоры с родителями и учителями.

Эмили рассказывала самой себе истории, которые упорядочивали то, что происходило или должно было произойти в её жизни. Эти повествования имели чёткую временную структуру. Фактически, это были полноценные истории — простые, неказистые, но вполне последовательные и связные. Вот фрагмент одного из этих нарративов, в котором Эмили рассуждает о том, каким будет её следующий день:

«Завтра, когда мы проснёмся и встанем, сначала я, а потом папа, и мама, и ты, мы будем завтракать, как обычно, а потом мы поиграем . А потом Карл и Эмили пойдут с кем-нибудь к машине, и потом мы поедем в детский сад , и когда мы приедем туда, мы выйдем из машины и пойдём в детский сад, а папа нас поцелует, потом будет уходить и скажет, и потом мы скажем «до свидания», потом он поедет на работу, а мы будем играть в детском садике. Правда, будет весело?»

Психологи были удивлены, ведь в повседневной речи эта двухлетняя девочка ничего подобного не произносила. Они даже задались вопросом, соответствует ли система обучения реальным навыкам маленького ребёнка — не слишком ли мы их недооцениваем? Но важнее оказалось понять, что уже в самом раннем возрасте наше мышление построено в форме нарратива — связного рассказа о себе и окружающем мире.

Изображение: Mary Stevenson Cassatt(источник: metmuseum.org)

В работе 1990 года Брунер попытался продемонстрировать, что именно истории, а не рассуждения и описания нужны нам для понимания других людей. В исследовании принимало участие две группы взрослых добровольцев. В первой из них участники читали историю, в которой обозначалось внутреннее состояние персонажей (печаль, радость, разочарование и т.п.). Во второй группе участникам давали ту же самую историю, но уже без этих обозначений. Оказалось, что добровольцы из обоих групп запомнили и пересказали историю одинаково успешно.

Чтобы достичь понимания, необязательно говорить о внутреннем состоянии — достаточно уловить сюжет. Пусть мыслительные механизмы другого человека для нас недоступны, спрятаны в «чёрный ящик». Мы всё равно можем понять друг друга. Но ещё важнее, что самих себя мы тоже понимаем с помощью нарратива. Для чего я делаю утром зарядку, сижу над учебниками, день за днём хожу на работу и откладываю деньги на будущее? Ответ зависит от того, героем какой истории я себя представляю.

Одно и то же действие или событие может быть частью самых разных повествований.

Один человек вспоминает о том, как научился плавать, когда отец бросил его с лодки в воду. Теперь этот человек думает, что это научило его сохранять упорство и выдержку в борьбе с испытаниями. Для другого этот эпизод объясняет, почему он предпочитает держаться подальше от воды и не доверяет властным фигурам. Третий вообще отодвинет это событие за рамки повествования о своём характере, не сочтя его важным.

Мы непрерывно рассказываем истории о своём прошлом и будущем. Эти истории — не просто сводка происшествий, которые с нами произошли и не просто список планов на будущее. Это то, что связывает их воедино. Психологи называют это единство нарративной идентичностью. Это тот способ, с помощью которого мы представляем собственный опыт и наделяем свою жизнь смыслом.

Изображение: Max Ernst(источник: metmuseum.org)

Дэн Макадамс из Северо-Западного университета в Иллинойсе занимается этой темой уже более 30 лет. Проанализировав жизненные истории сотен людей, он столкнулся с интересными закономерностями. Он заметил, что более осмысленной и насыщенной свою жизнь считают те люди, которые воспринимают её как историю подъёма, перехода от худшего к лучшему.

Совсем необязательно этот переход можно наблюдать «объективно» — дело именно в интерпретации. Поэтому человек, переживший паралич всех четырёх конечностей, может воспринимать это как перемену, которая заставила острее ощутить вкус жизни и многому его научила. Мы склонны переоценивать страдания или радости, когда о них размышляем. Представьте, что вы ослепли. Вам можете думать, что после этого ваша жизнь превратиться в сплошное царство тьмы. Но люди, которые действительно ослепли, с вами не согласятся, ведь в их жизни есть место далеко не только слепоте.

Как пишет психолог Дэниел Гилберт, «большинство людей поживает чертовски хорошо, когда дела идут чертовски плохо».

Любая история всегда не только моя, но и ещё чья-то. В каждой своей истории мы одновременно являемся героем и зрителем. Философ Мерло-Понти писал об этом так:

Морис Мерло-Понти из очерка «Отношения ребёнка с другими» — Местоимение «я» обретает полноту смысла, только когда ребёнок начинает пользоваться им не как индивидуальным знаком для указания на собственную личность, знаком, который раз и навсегда закрепляется за ним одним и ни за кем другим, а когда он осознаёт, что каждый, кого он видит, это «я» для себя и «ты» для других.

Иными словами, наши истории всегда обращены к кому-то. Они создаются во взаимодействии. Люди, выросшие вне общества, не рассказывают историй — и потому не являются людьми в полном смысле этого слова. Психолог Ли Рой Бич, разрабатывающий теорию нарративного мышления, считает эту форму сознания продуктом эволюции. Нарративы не только интерпретируют прошлое, но и помогают предсказывать будущее, строить долгосрочные прогнозы и контролировать своё поведение. Истории позволяют людям выйти за пределы текущего момента, на что неспособно ни одно животное.

Изображение: Norman Rockwell(источник: artchive.ru)

Форма, в которую мы помещаем собственный опыт, настолько властна над нашей жизнью, что этот эффект можно увидеть невооружённым глазом. В 2012 году психологи Адам Грант и Джейн Дуттон попросили сотрудников колл-центра, которые занимаются поиском спонсорских средств для университета, на протяжении четырёх дней вести личный дневник. Первая группа сотрудников должна была записывать случаи, когда поступок коллеги вызывал у них чувство благодарности. Участники из второй группы рассказывали об эпизодах, когда они сами внесли вклад в работу других.

Исследование должно было выявить разницу в просоциальном поведении — поступках, которые совершаются не для себя, а ради блага группы. У сотрудников колл-центра почасовая оплата, поэтому в данном случае эту разницу можно было увидеть в количестве сделанных звонков. Оказалось, что участники из второй группы после эксперимента совершили на 30% больше звонков, чем они делали это раньше. В первой группе никаких изменений не произошло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *