Как спариваются обезьяны

Как спариваются обезьяны

У большинства широконосых обезьян наблюдается сезонность размножения, а у узконосых человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, орангутана) сезонность размножения отсутствует.
Наступление беременности определяется по отсутствию набухания «половой кожи» и по ее посинению.

В первой половине беременности диагностика ее у обезьян затруднена. Рентгенодиагностика дает возможность определить беременность на 2—3-м месяце. Матка у обезьян простая, плацента дисковидная, отпадающая, а у макак-резусов — двойная. Исследовать обезьяну на беременность нужно редко и осторожно, так как даже простые манипуляции могут привести к аборту.
Роды у обезьян характеризуются наступлением предшествующего периода, который проявляется в виде общего беспокойства, выделения слизи из вульвы. Во время родов самки стараются помочь прохождению плода, вытягивают его за головку, поворачивая ее в разные стороны. Pоды длятся несколько часов и проходят преимущественно ночью. Родившегося детеныша самки тщательно облизывают, Послед отделяется через 40—60 мин после родов. Самки обычно поедают его. Масса новорожденного макаки-резуса составляет 300—650 г, масса половозрелого животного — 3,2—3,6 кг.
В неволе хорошо размножаются только лемуры, значительно труднее размножаются низшие обезьяны. Из человекообразных обезьян в неволе могут размножаться шимпанзе и крайне редко — гориллы, а размножение орангутана практически не происходит.
Младенцы лемура рождаются довольно крупными, они проявляют самостоятельность почти с первого дня своего рождения. Органы чувств у них функционируют довольно хорошо и через несколько часов после родов новорожденные лемуры передвигаются и лазают по деревьям. Период лактации у лемуров составляет всего несколько недель, после чего новорожденные становятся вполне приспособленными к самостоятельной жизни. Период полового созревания наступает в возрасте одного года, а беременность у лемуров длится всего 4—5 месяцев.
У низших обезьян новорожденные также довольно крупные с хорошо развитыми органами чувств.

Обезьяна – мудрый примат

Ходить начинают через месяц после рождения, а способность к самостоятельной жизни приобретают через два — четыре месяца. Период полового созревания у них наступает на 2—3 году жизни, т.е. значительно позже, чем у лемуров; беременность длится 6—7 месяцев,
У обезьян, детеныши которых рождаются зрячими и частично с прорезанными зубами (например, у зеленых мартышек), уже к началу второго месяца жизни новорожденные передвигаются самостоятельно и стараются лазить по деревьям или по клеткам вольера; половое созревание у них наступает на третьем году жизни.

Самки шимпанзе способны к зачатию лишь в определен­ную фазу своего менструального цикла. В другое время спарива­ние не приводит к зачатию. Ког­да у самки течка, т.е. период наи­большей восприимчивости к уха­живаниям самцов, кожа в аногенитальной области краснеет и припухает, что служит сигналом для самцов ее группы, что она го­това к спариванию.

Припухлость постепенно уве­личивается, достигая максимума в период овуляции, когда зачатие наиболее вероятно. Продолжи­тельность менструального цикла составляет 4-6 недель, а течки -около 10 дней. За это время сам­ка спаривается примерно 6 раз, по-видимому со всеми самцами в сообществе. Однако за неделю до овуляции доминирующие сам­цы начинают ее «пасти», яростно отбивая друг у друга.

После овуляции припухлость пропадает и во время беременно­сти не возобновляется. После родов самка еще 3-4 года оста­ется нерецептивной, т.е. не спа­ривается.

А вот у зеленых мартышек столь явного признака готовности к спариванию нет. Напротив, сам­ки всячески скрывают момент ма­ксимальной рецептивности. Поэ­тому самец не может определить наиболее благоприятный момент для спаривания. Как и шимпанзе, зеленые мартышки живут группа­ми, в которых бывает по несколь­ку сексуально активных самок и самцов.

Семейная идиллия

Брачный период продол­жается у них несколько месяцев, поэтому невозможно определить, кто из самцов является отцом то­го или другого детеныша.

На фотографиях самец шимпанзе тщательно обследует самку, чтобы убедиться, что она готова к спариванию.

Путаница с отцами

Такая «скромность» самок зеле­ной мартышки, возможно, разви­лась в ходе эволюции именно для неопределенности отцовства. У некоторых приматов, например у гульмана, взрослые самцы крайне агрессивны по отношению к молодняку. Известны случаи, ко­гда старшие самцы убивали более молодых, которые не были их родственниками. Естественно, в интересах самок предотвратить подобные ситуации. Оставляя самцов в неведении относительно их отцовства, они обеспечивают безопасность своим детенышам.

Почему же самки шимпанзе афишируют, а самки зеленых мартышек скрывают готовность к спариванию? Возможно, это обусловлено различной структу­рой сообществ. В стае зеленых мартышек все самки, как прави­ло, доводятся друг другу родст­венницами, а молодые самцы, достигнув половой зрелости в возрасте 5 лет, покидают свою семью и вливаются в новую стаю.

Таким образом, молодые самцы в сообществе, как прави­ло, чужаки. А у шимпанзе моло­дые самцы остаются в своей группе, тогда как молодые сам­ки, достигнув половой зрелости в возрасте 7-10 лет, уходят в другое сообщество. Поскольку все самцы в группе родственни­ки, убивать друг друга означает обеднять генофонд.

«Exploring the Secrets of Nature»

Физиология размножения обезьян и человека

Физиология размножения обезьян отличается от физиологии размножения человека. У самок обезьян существует ежемесячный период от 3 до 10 дней называемый эструс — состояние полового возбуждения. В связи с переходом к прямохождению, и значительной перестройкой организма, среди самок ранних предлюдей существенно повысилась смертность, вследствие осложнений при беременности. Такая диспропорция вызывала многочисленные конфликты между самцами, и носили часто кровавый характер.

Морозостойкие шимпанзе: 10 вопросов к создателям «Планеты обезьян»

Ведь они владели искусством убивать крупных животных камнями и дубинами из дерева и кости. Конфликты расшатывали стадо. В результате развитие одних сообществ предлюдей пошло по линии образования гаремных групп. В такой группе присутствовал один самец и несколько самок с детенышами, которых он защищал. Развитие этих самцов пошло по пути увеличения физической силы и размеров (австралопитеки массивные, или парантропы). Физическая мощь главы такой группы не могла заместить объединенную силу физически более слабых взрослых самцов общего стада. Распад общего стада на гаремные группы с неизбежностью вел в тупик.

Развитие той части ранних предлюдей, которые дали начало поздним предлюдям, а тем самым и людям, пошло по иному пути.

Действие естественного отбора пошло у предлюдей именно по линии удлинения эстрального периода. По мере удлинения эстрального периода он постепенно терял все свои черты, кроме одной — способности в это время к спариванию. И когда, наконец, этот период совпал со временем от одной менструации до другой, он перестал быть эстральным. О том, что физиология размножения предлюдей эволюционировала именно в этом направлении, можно судить по конечному результату. Многие исследователи рассматривают исчезновение эструса как важный момент в развитии от животного к человеку.

Огромное значение у предлюдей имел переход от праорудийной к производственной деятельности. Систематически оперируя каменными орудиями, предлюди должны были сталкиваться со случаями повреждения камней, в результате чего последние приобретали более совершенные качества.

Так постепенно произошел переход к изготовлению орудий. Тем самым на смену праорудийной деятельности пришла подлинная орудийная, включавшая в себя два компонента:

1) деятельность по изготовлению орудий — орудийно-созидательную и

2) деятельность по присвоению предметов природы с по мощью этих изготовленных орудий — орудийно-присваивающую или орудийноприспособительную.

С зарождением производственной деятельности ранние предлюди превратились в поздних предлюдей. Последние были существами, которые вплотную подошли к порогу, отделяющему животных от человека. Именно поздними предлюдми, а не людьми были существа, получившие название хабилисов.

Стратегия спаривания и копуляторное поведение у приматов

Систематическое исследование копуляторного поведения млекопитающих проведено Д. Дьюсбери. У млекопитающих он выделяет 16 типов спаривания. При этом использует 4 основных критерия: I) происходит ли склешивание, 2) производятся ли многократные тазовые толчки, 3) производится ли эякуляция после многократных или единичных интромиссий; 4) происходят ли повторные эякуляции в одном цикле спаривания. Для приматов более характерна вторая модель спаривания без склешивания, с тазовыми толчками, без множественных интромиссий, нос множественными эякуляциями. Разные модели спаривания у представителей разных таксонов приматов связывают с морфологическими различиями, например строением половой косточки у самца черного макака, а также с экологическими условиями — пресс хищников, форма брачных отношений, образ жизни и пр.

У широконосых обезьян (семейство игрунковые) прекопуляторный период очень короткий, менее минуты. Самец делает одну садку с интромиссией. Самки, в отличие от полуобезьян, не отвергают садку, а в большинстве случаев инициируют ее с помощью демонстраций.

У низших узконосых обезьян прослеживались следующие, более разнообразные тенденции. У самок зеленых мартышек отмечали определенные закономерности в предпочтении полового партнера. Как правило, все они предпочитали альфа-самца, высокоранговые самки имели большие возможности для выбора партнера, чем низкоранговые, так как они могли успешнее отвергать попытки к спариванию со стороны подчиненных самцов.

Гоминоиды: классификация, характеристика, питание, поведение, размножение и угрозы

У мангабеев инициаторами спаривания бывают самцы, но эякуляцией заканчивается садка, инициатором которой была самка. Интересно, что у низших обезьян, в отличие от полуобезьян, садки уже не обязательно связаны с эякуляцией, т.е. овуляция не влияет на частоту эякуляций. Так, у бурых макаков садки отмечались с одинаковой частотой в любую стадию овариального цикла. Этим бурые макаки отличаются от других представителей рода Масаса (резусов, лапундеров, яванских), у которых половое поведение более зависит от гормональных факторов. Половое поведение самцов определяется циклом самки. Самцы бурых макаков также отличаются от других самцов обезьян тем, что рефрактерный период межэякуляционных интервалов у них остается постоянным в период спаривания, в то время как обычно он увеличивается с каждой повторной эякуляцией. Таким образом, бурые макаки обладают уникальной моделью спаривания среди низших обезьян. Имеются свидетельства, что у самок бурого, лапундера, резуса и некоторых других видов макаков происходит оргазм. Поведенчески это выражается следующим образом: самка оборачивается к самцу, хватает его за бедро, клацает, издавая при этом характерные звуки.

Бурые макаки могут представлять собой хорошую модель для изучения полового поведения человека. Это связано, прежде всего, с тем, что у самок бурых макаков отсутствуют внешние признаки эструса, с физиологией и психосоциальными факторами, вызывающими половое возбуждение. Известно, что оргазм у самок возможен лишь вследствие зрительного или телесного контакта с возбужденным партнером, причем пусковым механизмом является, как правило, наблюдение за признаками оргазма у самца.

При гомосексуальных контактах у самок поведенческие признаки оргазма проявляются при генитальной стимуляции, а при гетеросексуальных контактах — только при эякуляции, и не сопровождаются повышенной генитальной стимуляцией. Для бурых макаков характерна способность к «легкой, заразительной» возбудимости, которая играет существенную роль в сексуальной реактивности самок. Их относительно пассивная роль в гетеросексуальных контактах связана, вероятно, с тем, что самки не имеют средств для регуляции длительности собственной физической стимуляции. В гомосексуальных взаимодействиях, однако, самки способны демонстрировать поведенческие признаки, характерные для самцов в момент эякуляции.

Копуляция, как таковая, не является существенным стимулом для достижения оргазма у самца, если он до этого не пришел в возбужденное состояние. Генитальная стимуляция также не является неотъемлемым предшественником оргазма. Важную роль в возбуждении полового влечения самца, по всей вероятности, играет перинеальное обследование (обследование гениталий самки с введением пальца во влагалище), часто предшествующее копуляции. О важной роли перинеального обследования в возбуждении полового влечения свидетельствует тот факт, что в гомосексуальных контактах самки часто производят перинеальное обследование, а затем обнимаются в позе сидя живот к животу, клацая при этом обнаженными зубами (сходная мимика наблюдается у самца в период копуляции) и производя хватательное движение рукой. Клацанье длится около минуты, затем обе партнерши затихают и некоторое время сидят неподвижно. Неотъемлемыми признаками оргазма у самок является также расслабленная мускулатура лица и общая расслабленность тела.

Изучение полового поведения у яванских макаков показало, что у самок индивидуальные различия проявлялись больше, чем у самцов. Инициаторами спаривания являлись самцы, а максимальный пик садок и подставлений приходился на овуляторный период. У самок макак резусов появляется целый комплекс элементов поведения, связанный с привлечением самца. Это элементы визуальной коммуникации — позы и жесты (протягивание рук к самцу, опускание и поднимание головы).

Эти движения вызывали большое количество садок и, вероятно, являлись коммуникативными маркерами готовности самки к спариванию. Высокая степень вариабельности поведения самок отмечена и у яванских макак.

У человекообразных обезьян самки были инициаторами 80% половых контактов. В пик овуляции самки гориллы демонстрировали гениталии, подставлялись самцу. Половое поведение человекообразных обезьян представляет собой более сложный комплекс элементов. Спаривание происходит в нескольких позициях, чаше дорсовентральной или вентровентральной, причем иногда элементы спаривания наблюдаются и вне цикла овуляции.

Спаривание у высших обезьян может иметь принудительный характер. Такое поведение отмечено у орангутанов в природных условиях, а потому не может считаться следствием неправильных условий содержания. Поведение, названное «изнасилованием», может рассматриваться в качестве одного из вариантов естественного сексуального поведения для одного из морфотипов самцов этого вида (мелкие по размеру, не имеющие своей собственной территории). Как правило, насильное спаривание происходит против воли самок, вызывает ее активное сопротивление, сопровождается попытками избегания, дистрессом.

Нормальное спаривание, сопровождающееся зачатием, происходит у орангутанов, как правило, по инициативе самки. Брачная пара держится вместе на протяжении 5-6 дней, спариваясь в среднем один раз в сутки. Если оплодотворение происходит, самка покидает самца и не возвращается к нему, пока не вырастит детеныша.

В отличие от других человекообразных обезьян, у орангутанов спаривание чаше всего происходят в вентровентральном положении. Самка сама покрывает самца, и сама же производит тазовые толчки, ведущие к эякуляции. Самец остается достаточно пассивным, лежа на спине.

Можно заключить, что у обезьян половое поведение не только несет функцию синхронизации спаривания, но и отмечается вне овуляции, и не всегда после садок и спариваний наступает зачатие. Таким образом, у них имеется предпосылка развития сексуального поведения: персонализация и выбор партнеров, оргазм у самок, опосредование полового поведения социальным статусом. Для шимпанзе отмечено, что набухание аногенитальной области сопровождается повышением привлекательности и процептивности самок.

Комплекс инициирующего поведения в дни максимального набухания, описанный для горилл и орангутанов, включает следующие действия: катание на спине самца, мастурбация в отсутствие партнера, самка ложится перед самцом и совершает ритмичные движения тазом. В моделях Д. Дьюсбери учитываются только феноменологические критерии, связанные с особенностями строения репродуктивного аппарата. М. Л. Дерягина и М. Л. Бутовская предложили учитывать также психоэмоциональные и этологические характеристики спаривания у приматов (докопуляционное возбуждение партнера, инициация спаривания, вмешательство в спаривание со стороны других членов группы).

Анализ данных при исследовании представителей разных таксонов приматов позволяет выделить несколько моделей спаривания и сделать следующие замечания.

1. Модель спаривания у обезьян не связана с систематическим положением вида. Одна и та же модель может встречаться у представителей разных таксонов.

2. У представителей одного вида могут отмечаться разные варианты спаривания.

3. Для обезьян характерно большое разнообразие внешней стимуляции партнеров до спаривания (ольфакторная, визуальная, тактильная).

4. У обезьян отсутствует период ухаживания и происходит появление докопуляционных сексуальных игр.

5. У обезьян отмечена значительная роль психоэмоциональных факторов в реализации той или иной модели спаривания.

6. В отряде приматов отсутствует узкая специализация стратегий спаривания. Анализ материала по половому поведению не дает оснований делать вывод о большей перспективности той или иной модели спаривания.

Модели спаривания у приматов:

1. Единичные толчки с эякуляцией (бурый макак).

2. Единичная серия с несколькими тазовыми толчками с эякуляцией (игрунковые).

3. Единичная серия с множественными тазовыми толчками и эякуляцией (макаки лапундер и бурый, горилла, орангутан, шимпанзе).

4. Несколько серий с тазовыми толчками, после каждой из которых следует эякуляция (павиан анубис).

5. Несколько серий тазовых толчков, после которых следует одна эякуляция (павиан анубис, гамадрил, саймири, макак резус).

6. Неравномерное распределение эякуляций после серий базовых толчков (бурый макак, павиан гамадрил, макак лапундер).

Как женщины пытались

Забеременеть от обезьян

Министерство обороны неоднократно обращалось за помощью к ученым, изучающим повадки обезьян. Ведь генетический код приматов всего менее чем на один процент отличается от генетического кода людей. Значит, результаты опытов над обезьянами действительны и для людей, рассудили военные. Так в стране появились лаборатории по изучению обезьян. В них велись исследования в военных целях. А в Сухуми даже возник институт, созданный для скрещивания человека с обезьяной.

Луначарский одобрил скрещивание

После смерти Ленина в 1924 году общественность была взбудоражена — вождь умер от преждевременного старения. Таков был официальный вердикт личного врача Ленина доктора Розанова, который всерьез занимался проблемами омоложения партийной верхушки. Спустя год Розанов подал бумагу Сталину, в которой говорилось, что ему необходимы две обезьяны для пересадки половых желез людям. В случае удачного исхода эксперимента ему удастся продлить годы жизни всей коммунистической верхушке.

В то же время на юге страны Илья Иванович Иванов придумал скрещивать человека с обезьяной. Уже несколько лет он лелеял эту мечту, но царский режим выступал против аморального эксперимента. Приход к власти большевиков развязал ему руки. Свои идеи он изложил в письме к Луначарскому:

«С первых шагов научной деятельности я пытался осуществить постановку опытов скрещивания человека и обезьян. В свое время я вел переговоры с бывшими владельцами знаменитых зоопарков… Однако страх перед Святейшим синодом оказался сильнее желания пойти навстречу этому начинанию… В данное время для постановки этих опытов недостает только денег».

Иванов просит выделить ему 15 тысяч долларов и командировать его в Африку для проведения первых опытов по скрещиванию людей с обезьянами.

Пигмейки беременели от горилл?

Летом 1926 года профессор с подручными отбыл в Гвинею, где базировалась станция Пастеровского института. Ученый рассчитывал изучить обстоятельства изнасилования чернокожих женщин гориллами, а если посчастливится, то и найти возможное потомство. Но — увы! Как ни старался профессор, в джунглях так и не нашлось ни одного существа, хоть как-то напоминающего помесь гориллы с человеком.

Тогда Иванов тайно решил провести искусственное осеменение туземкам, пришедшим на прием к русским врачам. По счастливой случайности об этом узнали местные мужчины. Они попросту запретили своим женам и дочерям обращаться за помощью к белым докторам. Иванову оставалось одно — выписать из Габона пигмеек, которые за небольшое гастрономическое вознаграждение готовы были беременеть от самцов горилл.

У пигмеек так никто и не родился, зато самкам шимпанзе удалось забеременеть от пигмеев! Обрадованный профессор посадил обезьян на корабль и отправил в Россию. Но по дороге в СССР они погибли.

В Москве была создана специальная комиссия по расследованию этого дела. Иванова обвиняли в том, что он уронил честь советского врача, когда пытался тайно оплодотворить гвинейских женщин. Через два месяца вся общественность обсуждала провал операции. Иванову было отказано в дальнейшем финансировании экспедиций. Все, на что мог рассчитывать профессор, — это на продолжение эксперимента в обезьяньем питомнике в Сухуми, который был выстроен специально для искусственного спаривания обезьян с человеком.

«Хотим жить с обезьянами»

Идеи Иванова становятся в Сухуми очень популярными. Со всего света к нему съезжаются люди, готовые принять участие в эксперименте. С этого момента у Иванова нет отбоя в донорах спермы и даже в тех, кто готов жить с обезьянами, как с мужем или женой. Свои странные желания иметь потомство от горилл советские люди объясняли так: «Хотим послужить науке, не требуя платы, — ради СССР и просвещения подверженных религиозному невежеству сограждан».

Профессор поплатился жизнью

Но в 1927 году профессор все же решил перебраться со всей своей лабораторией в Западную Африку для продолжения начатого эксперимента в Гвинее. Из Африки он писал в СССР: «Работа идет полным ходом. Получается не все из задуманного, однако унывать некогда… Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения шимпанзе и горилл спермой человека, но и снова поставить опыты обратного скрещивания. Гибридный человек, который соответствует антропоидам, с рождения растет быстрее, нежели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо менее чувствителен к боли, неразборчив в пище… Возможности использования безграничны — от работы в сырых забоях до солдатской службы».

Из-за отъезда Иванова Сталин был в шоке! Самодовольный профессор вопреки его желанию покинул Россию и продолжает эксперимент! По приказу вождя НКВД отозвал профессора в СССР якобы для переговоров о продолжении эксперимента. На вокзале в Москве Иванов был арестован и препровожден на Лубянку. Он получил 5 лет лагерей и скончался 20 марта 1932 года от атеросклероза в лагере. В это же время в сухумском институте прекратили опыты по спариванию человека с обезьяной.

Судьба питомника в Сухуми

Последние счастливые дни сухумский питомник пережил в восьмидесятых годах. Во время грузино-абхазской войны большинство обезьян стали жертвами перестрелок. Сухумцы рассказывают, что в начале 90-х скачущая по улице макака с прицепившимся к ее животу детенышем была здесь столь же обычным явлением, как звуки выстрелов. Разбежавшихся из вольеров питомцев отстреливали: было известно, что медики ставили на обезьянах опыты, испытывали новые лекарства, заражая их предварительно разными болезнями. Ходили в городе и слухи, что на несчастных животных испытывали бактериологическое оружие.

Мог ли эксперимент пройти удачно?

Сегодня любой человек на предложение скрестить обезьяну и человека ответит, что это невозможно! Конечно, есть близкородственные биологические виды, которые могут скрещиваться. Например, от связи лошади с ослом родится мул. А такой вид, как человек, не может скрещиваться даже с близкородственной обезьяной.

— Обезьяны действительно самые близкие к нам по генотипу существа, — сказал в беседе с корреспондентом «Смены» профессор Института имени Павлова Леонид Фирсов. — Долгие годы наука изучала физиологию женщины по обезьянам — у обезьян единственных среди животного мира месячный цикл совпадает с женским. А у самцов обезьян от стрессов возникает импотенция. Но это вовсе не значит, что обезьяну можно скрестить с человеком! Эксперименты Иванова изначально были обречены на провал.

Кстати, профессор уверен, что люди произошли от обезьян, которые жили сто миллионов лет назад. Обезьяны того периода были мало похожи на своих потомков, которых мы видим теперь в зоопарках.

Военным помогли мартышки

Профессор Леонид Фирсов по праву считается самым компетентным человеком на Земле, занимающимся изучением обезьян. В 1972 году ему удалось высадить нескольких обезьян на остров, чтобы проверить их выживаемость в условиях изоляции от мира.

— Моим экспериментом всерьез заинтересовались военные, — вспоминает Леонид Саликович. — Мне требовалось узнать, какой травкой в лесу будут питаться обезьяны, чтобы не умереть с голоду. Эти съедобные растения мы тщательно изучали и полученную информацию передавали военным.

На острове обезьяны первым делом принялись проверять, не осталось ли в гнездах яиц или птенцов, потом начали отлавливать мышей и мелких хищников. Затем наступила очередь ворон.

Как скрещивали обезьяну с человеком

Когда мясо и дичь были на исходе, обезьяны приступили к диетической пище. В течение многих месяцев обезьяны лопали листья, побеги, лубяную часть коры, нивяник обыкновенный, купырь лесной и кочедыжник женский.
После окончания экспедиции ученые перечислили военной верхушке названия растений, которые могут составить полноценное питание русских солдат. Специально для них были выпущены буклеты, в которых были изображения и названия съедобных растений для Советской Армии.

Кстати, Леонид Саликович уверен, что программа Первого канала «Последний герой» большей частью скопирована с его научно-популярного фильма об острове обезьян под Псковом — «Обезьяний остров».

Мартышки помирили космонавтов

Космос был также заинтересован в опытах над обезьянами.

— Американские астронавты обращались за помощью так же часто, как и русские космонавты, — признается Фирсов.

— После гибели обезьяны в космосе американцы решили прекратить опыты на приматах. Зато в СССР исследования шли полным ходом. Последний раз космонавты просили проверить на обезьянах состав пяти лекарственных препаратов. Дело в том, что в полете у космонавтов нередко возникали психологические трения. Это всерьез могло помешать работе. Поэтому было необходимо найти лекарство, которое бы сгладило психологические проблемы у космонавтов.

Обезьянку усыновил Фидель Кастро

В 1983 году советские ученые решили преподнести подарок ко Дню чекиста генсеку Юрию Андропову. Сухумские мартышки Абрек и Бион пять суток провели в космосе и приземлились в кустанайских степях. Спустя два года в космос полетели их сородичи -Верный и Гордый — на семь суток. Третьими полетели в 1987 году Дрема и Ероша, уже на 14 суток. По возвращении Дрему усыновил кубинский лидер Фидель Кастро, гарантировав ему почет и уважение на Острове Свободы. Потом были еще три 14-суточных полета: в 1989 году (Жаконя и Забияка), в 1992-м (Иваша и Крош) и в 1996-м (Мультик и Лапик). А потом на программу в российской казне закончились деньги.

К полету готовы

В Звездном городке наравне с тремя отрядами космонавтов существует полностью укомплектованный отряд обезьян, в любую минуту готовых отправиться в полет. Права макак соблюдает Комиссия по биомедицинской этике, которая подписывает за них контракт. Ученые обещают, что после возвращения животных на Землю им будут созданы условия для продолжения рода. Поскольку в отряде состоят только самцы, комиссия обещает подобрать им жен по их выбору и обеспечить уважение среди стаи.

Обязательные условия для обезьян-космонавтов — безупречное здоровье и отличная реакция.

Борцы за права обезьян

После смерти американской обезьяны в космосе от опытов над ними отказались не только американцы. В Великобритании полным ходом идет скандал, связанный с планами по строительству лаборатории, в которой будут уничтожены тысячи обезьян. Ученые придумали лекарство, которое избавит человечество от болезни Паркинсона, и теперь оно нуждается в проверке. Борцы за права животных не разделяют оптимизма ученых. Они считают, что лаборатория превратится в бойню. Теперь полиция опасается, что «зеленые» устроят погром, сходный с событиями 2001 года. Тогда «зеленые» избили бейсбольными битами директора Института приматов, а служащим банков, дававших деньги на исследования, неоднократно присылали письма с угрозами расправы. Это заставило банки отказаться от финансирования проекта.

Люди спаивали мартышек

В 1994 году Леонид Фирсов продолжил исследование обезьян. Теперь уже в ЦПКиО. С тех пор ежегодно на два-три месяца на Елагином острове селят группу мартышек, на примере которых полным ходом идет изучение влияния мегаполиса на психологию обезьян, а значит, и человека.

Первоначальные выводы таковы: полная свобода делает обезьян неуправляемыми. Всего за несколько месяцев приматы становятся практически дикими и пускаются во все тяжкие.

До сих пор памятны истории о том, как мартышки вырывали сумки, зонты и мобильники у людей, которые на лодках причаливали к берегу. Иногда обезьяны пускали в ход зубы, но вовремя поспевала охрана.

Они еще и курят!

За пару месяцев обезьяны научились курить, есть чипсы и пить пиво, которое доставляли на остров визитеры на катамаранах и лодках. Работники зоопарка только удивлялись: «Легче работать с обезьянами, чем объяснить людям, что обезьян нельзя спаивать!» В общем, люди и обезьяны нашли общий язык!

Вера ХОХАЛЕВСКАЯ

Фото Замира УСМАНОВА

Бонобический секс

Знаете ли вы как занимались сексом в первобытном обществе? Или, что означал акт совокупления в Древнем Мире, и насколько изменилось его восприятие в Средние века? Мы начинаем новую рубрику «История секса», в которой будет рассматриваться секс и культура секса в различные временные периоды, начиная с каменного века и до наших дней.

Секс существовал и до каменного века. Как у них там все происходило, сказать сложно, но если верить старине Дарвину, все мы произошли от обезьян. Поэтому в качестве вводной статьи рубрики «История секса» предлагаем вам рассказ об интимной жизни обезьян бонобо (разновидность шимпанзе) – как одну из возможных иллюстраций секса наших доисторических предков.

Кто такие бонобо

Шимпанзе — самые близкие к человеку из ныне существующих животных. Их набор генов совпадает с человеческим на 98 %. Один из видов шимпанзе — бонобо, классифицируемые как Pan Paniscus, в приматологии их называют, также, карликовыми шимпанзе. Некоторые ученые утверждают, что они даже ближе к человеку, чем обыкновенные шимпанзе, но единого мнения в данном вопросе пока нет.

Бонобо действительно внешне очень похожи на людей: длинные ноги, маленькие уши и открытые лица с высокими лбами. Половые органы у самок расположены спереди, примерно как у женщин. Поэтому обезьянки могут совокупляться лицом к лицу, а не только «по-собачьи», как это принято у большинства других приматов. По существу, бонобо могут делать «это» в таких же позах, как и люди. Причем плотским утехам они придаются почти каждый день, а то и несколько раз на дню. Поэтому их можно считать самыми сексуально озабоченными обезьянами на планете Земля.

Чем секс у бонобо похож на человеческий

Секс является ключевым моментом в жизни бонобо. Внимательных приматологов, естественно, заинтересовало необычное поведение обезьян. В 1954 году, Эдуард Трац и Хэйнз Хек сообщили, что в Мюнхенском зоопарке Хеллабрун совокупления у шимпанзе больше напоминали спаривание собак, а у бонобо – человеческий секс. В то время соитие «лицом к лицу» считалось характерным лишь для человека. Международное научное сообщество долгое время игнорировало эти исследования. Но в 1970х годах сексуальное поведение этих доблестных зверушек, так похожее на человеческое, было исследовано заново. Только после этого его стали рассматривать как характерную черту поведения карликовых шимпанзе.

Бонобо возбуждаются достаточно быстро и выражают свое взволнованное состояние, принимая разнообразные позы для спаривания и осуществляя генитальные контакты. Несмотря на то, что шимпанзе практически не используют позиции «лицом к лицу», у карликового вида в дикой природе каждое третье спаривание происходит именно в такой форме. Более того, фронтальное расположение вульвы и клитора у самки бонобо дает повод утверждать, что половые органы у женской особи специально приспособлены для данной сексуальной позиции.

Другое сходство с человеком – повышенная сексуальная восприимчивость самок. Женские гениталии, которые становятся розовыми и набухшими, сигнализируют о желании самки к спариванию. Период готовности к спариванию у самок бонобо длится гораздо дольше, чем у шимпанзе. К тому же, бонобические фемины сексуально привлекательны практически всегда, а не только во время течки.

Если обыкновенные шимпанзе спариваются только для продолжения рода, карликовые обезьянки, как и люди, наслаждаются различными видами секса, включая куннилингус, фелляцию, мастурбирование, бисексуальный секс, инцест, лизание друг друга, секс в различных позах, групповой секс и разнообразные чувственные французские поцелуи.

Не стоит, однако, думать, что эти зверушки ничем не занимаются, кроме секса. Их сексуальная активность, скорее, носит случайный характер и используется как один из способов «расслабиться». Секс является неотъемлемой частью их коллективной жизни. Как и люди, бонобо занимаются сексом время от времени, а не постоянно. Более того, их среднестатистическое спаривание длится всего 13 секунд, что по человеческим меркам является слишком скоротечным.

Роль секса у бонобо

Наблюдения за бонобо в зоопарках и дикой природе показывают, что столь частый секс связан с процессом питания, при котором животные даже делятся своей пищей друг с другом. Нэнси Томпсон-Хандлер, бывший сотрудник Государственного университета Нью-Йорка, наблюдала за бонобо в Заире. Обезьянки занимались сексом сразу же после того, как проникали в часть леса, изобилующую спелыми плодами фиговых деревьев, либо когда одному из них удавалось изловить добычу (например, маленькую лесную антилопу). Вспышка сексуальных контактов обычно длилась 5-10 минут, после чего бонобо успокаивались и приступали к поглощению пищи

Одним из объяснений такой сексуальной активности во время «обеда» может служить то, что ажиотаж вокруг еды перерастает в половое возбуждение. Эта идея может быть верной, но только отчасти. Другая причина, более правдоподобная, – соперничество. На сегодняшний день существует две версии, истолковывающие повышенную сексуальную активность карликового шимпанзе как метод предотвращения конфликтов.

Во-первых, все (не только еда), что в данный момент представляет интерес более чем для одного бонобо, скорее всего, приведет к сексуальному контакту. Если, например, две особи приближаются к находящейся в вольере картонной коробке, чтобы поиграть с ней, они сначала быстренько ублажают друг друга. У большинства других видов животных подобные ситуации приводят к конфликтам. Но бонобо толерантны, потому что используют секс для отвлечения внимания и разрядки напряженной обстановки. Во-вторых, секс у этих зверушек часто происходит в ситуациях агрессии. Ревнивый самец может отогнать другого самца от самки, после чего оба собираются вместе и начинают тереться мошонками.

Или, другой вариант, после того, как одна самка ударяет чужого детеныша, его мать может неожиданно наброситься на обидчицу. Но в следующую же секунду это выливается в стимулирование гениталий между двумя взрослыми особями.

Во время примирения бонобо используют такой же сексуальный ассортимент действий, который они применяют во время «обеда». Анализ множества подобных ситуаций позволяет утверждать, что такое сексуальное поведение, прежде всего, представляет собой механизм преодоления агрессии. Это не значит, что данная функция секса отсутствует у других животных или у человека, но искусство сексуального примирения достигло своего эволюционного пика именно у данного вида приматов. Для этих обезьян сексуальное поведение неотделимо от социального.

Социальное взаимодействие в среде бонобо менее враждебно, чем у обыкновенных шимпанзе. Это не значит, что они никогда не воюют между собой — просто делают это гораздо реже. В отличие от шимпанзе обыкновенного и, конечно же, от человека, история наблюдения за бонобо не выявила ни одного случая смерти обезьяны, пострадавшей от «рук» ее же соплеменника. У них, как в дикой природе, так и в вольерах, секс и взаимное удовольствие являются ключевыми моментами в поддержании мира и укреплении социальных отношений. Данный способ регулирования отношений основывается на тактике взаимных уступок и эротическом удовольствии, а не на боли, силе и страхе.

Чем обусловлен такой секс у бонобо

Сила, стоящая за таким удивительно миролюбивым «любовным раем», заключается в социальной организации бонобо. В отличие от обыкновенных шимпанзе и других видов человекообразных обезьян, в сообществе бонобо самцы не доминируют. По существу, самки занимают такое же положение что и самцы.

«Женское равноправие или даже доминирование – непременное условие жизни бонобо», — пишет биоантрополог Ричард Рэнгэм в своей работе Дьявольские Самцы (Demonic Males), — «Это магический ключ их мира». У самок бонобо очень прочные отношения друг с другом. Причем такая «сплоченность» или «сестринская община» вовсе не обусловливается их родственными связями. Зато эта солидарность помогает держать самцов «в узде». Например, если самец настолько заносчивый, что решил напасть на самку, ее «сестры» тотчас накинутся на обидчика. Самцы бонобо, напротив, практически никогда не создают альянсы друг с другом с целью защитить себя или атаковать самок.

Секс между самками, секс между самцами

«Дамы» бонобо укрепляют свои дружественные отношения посредством лесбийского секса. Зачастую они практикуют так называемое «трение гениталиями» (GG Rubbing).

У народа Моганду (Уганда, Африка) есть более привлекательное и выразительное название этого сексуального акта: «хока-хока» — быстрое трение больших и чувствительных клиторов и половых губ друг о друга.

Отряд: Primates = Приматы

Звучит как название какого-то сексуального танца, не правда ли? И действительно этот акт очень напоминает танец — «танго бонобо»: но не медленный танец «щека к щеке», а быструю пляску «вульва к вульве». Одна самка сидит лицом к другой и крепко цепляется за нее руками и ногами. Стоящая на всех четырех конечностях партнерша отрывает ее от земли, и обе начинают тереться гениталиями, оскаливаясь и взвизгивая от оргазма.

Эти сексуально озабоченные самочки зачастую выступают инициаторами секса и с противоположным полом, что является нетипичным для самок других видов приматов, включая человека. Таким образом, самцы бонобо находятся в достаточно выгодном положении: прояви немножко уважения к «дамам» и круглый год будешь наслаждаться сексом.

Помимо совокупления с самками, самцы карликового шимпанзе занимаются и гомосексуальным сексом. Они становятся спиной друг к другу, и один потихоньку начинает потирать свою мошонку о зад другого. Они также практикуют, так называемый, фроттаж, при котором оба самца висят на ветке лицом к лицу и трутся своими возбужденными пенисами.
Поскольку самцы получают очень много секса, они практически не соперничают друг с другом. Они не устраивают смертельные схватки, которые так распространены у самцов других видов обезьян и человека. Они просто разрешают любой потенциальный конфликт с помощью секса: полноценного полового акта, орального или мануального.

Как отметил в своей работе «Бонобо: Забытый Примат» (Bonobo: The Forgotten Ape) Франц де Ваал, голландский приматолог и этолог: «Обыкновенный шимпанзе решает сексуальные вопросы силой. Бонобо, наоборот, решает вопросы силы и власти с помощью секса». Последний способ кажется намного безопаснее и приятнее для всех его участников.

Социальная организация у человекообразных приматов

Бонобо

Сообщество бонобо миролюбивое и, как правило, равноправное. Самые крепкие связи в сообществе — у самок, которые также общаются и с самцами. Статус самца зависит от статуса его матери, с которой его связывают тесные отношения в течение всей жизни.

Шимпанзе

В группах шимпанзе самые прочные связи устанавливаются между самцами с целью охоты и защиты совместной территории. Самки живут очень близко по соседству, но не сильно привязываются друг к другу или к какому-либо самцу.

Гиббон

У гиббонов моногамные и уравнительные отношения. Лишь одна пара из всех будет заявлять свое право на занятую ими территорию.

Человек

Человеческое общество – самое отличное от любого другого общества приматов. Мужчины сплачиваются для кооперативного бизнеса, также как женщины объединяются для своих каких-то целей. Моногамия, полигамия – на выбор.

Горилла

Социальная организация у горилл демонстрирует явный пример полигамии. Обычно самец содержит несколько семей, состоящих из нескольких самок. Самые крепкие связи устанавливаются именно между самцом и его самками.

Орангутанг

Орангутанги ведут отшельнический образ жизни, практически без каких-либо связей. Самцы-орангутанги совершенно нетерпимы друг к другу. В расцвете сил самец становится хозяином большой территории, на которой живут несколько самок. У каждой самки есть свое собственное жилище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *