Канистерапия

Канистерапия

Положительные результаты канистерапии

Общение с собаками облегчает течение многих психических, неврологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Оно влияет на общее эмоциональное состояние человека, помогая ему лучше адаптироваться в обществе и быстрее пройти этап реабилитации послелечения. Большое значение играют и собаки-поводыри, без которых очень сложно обойтись людям с ограниченным зрением. Обученные собаки чувствуют приближение припадка эпилепсии и заставляют больного человека отойти в безопасное место.

Благотворное влияние собаки оказывают и на людей престарелого возраста. Замечено, что в результате канистерапии происходит повышение умственных и двигательных способностей. У пожилых пациентов престарелых домов и клиник улучшается сон, они становятся менее мнительными и рассеянными.

С собаками полезно общаться детям, которым поставлен серьезный диагноз. Результатом такой терапии у детей с ДЦП является улучшение координации движений и снижение частоты депрессий. Дети-аутисты реже замыкаются в себе и чаще реагируют на сигналы окружающего мира.

Положительные результаты канистерапии до конца еще не нашли научного объяснения. Но на сегодняшний день уже известно, что в организме человека выделяется гормон окситоцин, который положительно влияет на работу функциональных систем.

Канистерапия

Дети и собаки на занятиях в рамках канистерапии в Карелии (Россия)

Канистерапи́я (от лат. сanis — собака + греч. θεραπεία — лечение) — разновидность энималтерапии, метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации.

Канистерапия может использоваться как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.

Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Кроме того, они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.

История возникновения метода

Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.

После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод.

Однако само понятие «терапии с участием животных» (или пет-терапии) было впервые сформулировано американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году. Во время приёмов он заметил, что присутствующая на сеансах собственная собака вызывает у пациентов-детей положительные реакции. С тех пор метод лечения, включающий в себя и общение с животными, в частности с собаками, получил широкое распространение на Западе. В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний, как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания. Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.

Степени квалификации специалистов по канистерапии

Квалификация специалистов по канистерапии подразделяется на три основные степени:

  • Волонтёр-вожатый — доброволец, участвующий в процессе лечения. Обладает только базовыми знаниями в области канистерапии и терапевтических животных. Помогает в занятиях, проводимых уполномоченными лицами, но не имеет права самостоятельно проводить терапевтические мероприятия.
  • Волонтер-стажер — теоретически обученный доброволец находящийся в стадии прохождения практики работы в канис-терапии.
  • Методист — канис-терапевт (иногда называемый «куратор»), человек с образованием не ниже среднего профессионального в области педагогики, специальной педагогики, психологии, ЛФК, АФК. Должен обязательно пройти специализированный курс или подготовку в области канис-терапии, в том числе по организации работы канис-терапевтов. Канис-терапевт может самостоятельно вести мероприятия, составлять программы и методики на основе медицинских указаний квалифицированного врача или указаний педагога, руководить работой и контролировать волонтёров, проводить первичный отбор волонтёров и собак. Канис-терапевт не имеет права ставить диагнозы или давать рекомендации по лечению.
  • Специалист-канистерапевт — опытный специалист с полномочиями для осуществления определённого вида терапии или занятий. Обычно это врач-невролог, психиатр, медицинский психолог, реабилитолог, инструктор ЛФК или АФК либо специальный педагог. Специалист-канистерапевт обязан завершить специализированные курсы и пройти дополнительные занятия по канистерапии.

Области применения

В научных кругах давно под пристальное внимание психологов попали особенности взаимоотношений человека и собаки. Было замечено, что собаки оказывают значительное влияние на людей, причём носящее в основном позитивный характер. Также было замечено, что даже на расстоянии наблюдение за собаками и общение с ними помогает восстановить человеку душевный комфорт, может являться причиной исчезновения приступов мигрени и истероидного состояния. Чуткое обоняние позволяет собакам предсказывать начало различных болезней у человека, когда традиционные способы диагностики и анализа не указывают на них.

  • Нормализация состояния человека — общение с собаками может оказывать благотворное влияние на человека в момент кризисного состояния, успокаивать и расслаблять. При этом снижается чувство одиночества и улучшается процесс социализации. Животное может оказать помощь человеку, нормализуя стрессовую ситуацию, в которую он попал, особенно испытывающему недостаток в социальной поддержке.
  • Помощь в процессе социализации — животные могут стимулировать людей к общению друг с другом, зачастую являясь темой для беседы. Собака может быть поводом для дружественной беседы у абсолютно незнакомых людей.
  • Влияние на мотивацию людей — собаки могут вдохновлять и мотивировать людей (например, на совершение прогулок). Это было замечено при наблюдении за людьми до и после заведения собаки. Приобретая собаку, люди резко увеличивали длительность своих прогулок, несмотря на то, что для физиологических надобностей собакам много времени не требовалось. Побуждая к физической активности из-за необходимости выгула собак, животные благодаря этому положительно влияют на физическое здоровье людей (в частности, снижают риск осложнений у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями).
  • Успокоение и мобилизация внимания — эти эффекты наиболее часто применяются в работе с детьми, испытывающими трудности с концентрацией внимания или гиперактивностью. Исследования в школах показали, что животные способны захватывать и удерживать внимание детей, направляя его наружу, что уменьшало возбуждение и агрессию. Наблюдения взаимодействия собак и детей с синдромом Дауна показали, что живые собаки являлись более устойчивым объектом внимания, чем искусственные.
  • Поддержка людей с неизлечимыми заболеваниями — стадии, через которые вынуждены пройти люди с неизлечимыми болезнями (отрицание, гнев, сделка, депрессия и принятие), протекают гораздо легче, когда окружающие способны поддержать больного, обеспечить ему эмоциональную близость. А влияние безмолвного преданного животного способно помочь людям управлять своими чувствами, справиться со страхом, отчаянием и одиночеством.
  • Поддержка людей с ограниченными возможностями — участие собак в нормализации социальной окружающей среды было отмечено при исследовании общения детей в инвалидных креслах с окружающими. Те, кто имел рядом с собой собак, были объектами более пристального внимания на улице. Присутствие собаки обеспечивало гораздо больший коэффициент внимания и тёплого приёма. Окружающие рассматривали ребёнка с ограничениями в большей степени как здорового.
  • Помощь людям, страдающим психическими заболеваниями — присутствие животных и собак в особенности может благотворно влиять и на людей с различными психическими заболеваниями, такими как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, болезнь Альцгеймера.

Группа психологов из США в исследовании эффекта взаимодействия слепых и собак-поводырей пришла к выводу, что слепые участники эксперимента (как имеющие собак-поводырей, так и не имеющие) более предпочитали сопровождающих собак, чем сопровождающих людей.

В России в рамках доклада на московской конференции по канистерапии, проводящейся в 2009 году, кинолог-исследователь собак северных пород Елена Поцелуева представила программу взаимодействия северных ездовых собак и слепых или слабовидящих детей. Программа была опробована при участии одного из московских фондов и разработана для общего развития детей с недостатками восприятия, повышения их интереса к познанию окружающего мира. Обычно у таких детей стимулом к отказу от обучения служит отсутствие связи между воспринимаемой на слух учебной информацией и окружающим миром. Программа даёт возможность получить знания без зрительной информации. Например: дети знакомятся с разнообразием климатических зон Земли при помощи тактильного восприятия разницы шерсти собак разных пород из различных областей. При ощупывании лап разных собак можно судить об их назначении, какую работу они выполняют. Этим же способом дети могут подробнее узнать о быте северных народов, то есть хозяев этих собак. Также детям дают возможность сравнить звуки, которые издают собаки, — например, лай практически не нужен ездовым собакам, а вот звонкий лай используют оленегонные собаки и пастушьи. Подобные исследования проводились и среди слабослышащих людей. При использовании собак участники эксперимента обнаруживали повышение чувства безопасности, понижение чувства одиночества и повышенное социальное взаимодействие.

Проблемы влияния канистерапии на самих собак

Лабрадор ретривер

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

На основании большого количества результатов исследований специалисты в области психиатрии склонны полагать, что животные играют существенную роль в жизни людей. Собаки располагают к общению и обеспечивают поддержку, проявляя свою любовь и преданность человеку. Однако этическая сторона вопроса также остаётся не на последнем месте. Как методы канистерапии, положительно влияющие на людей могут влиять на самих животных? К сожалению, собаки не могут сообщить о своих ощущениях человеку напрямую, поэтому соблюдаются определённые принципы, основанные на соблюдении комфортных условий для животных при использовании канистерапии. В этих случаях необходимо соблюдать условия, в которых оба субъекта общения находятся в равных позициях и получают одинаковое удовольствие от пребывания друг с другом. Те моменты, когда один решает свои проблемы и поправляет здоровье, а другой вынужден выполнять приказы, терпеть, а порой и испытывать боль, ни в коем случае не должны практиковаться. В соответствии с исследованием, проведённым в Ставрополе, собаки подвергаются психическим нагрузкам во время занятий. Именно поэтому ставропольские специалисты канистерапии используют в работе не одну собаку. Оптимальным является режим, когда собака в течение дня отрабатывает максимум 4 часа, после чего на 2—3 суток отправляется на отдых (в данном случае используется свободный выгул за городом и стайное содержание). Всего работают 7 собак, поочерёдно подменяя друг друга.

Применяемые породы собак

Для канистерапии пригодны собаки любых пород и беспородные. Статистика старейшей организации, тестирующей собак-терапевтов с 1974 года, — Therapy Dog International (TDI) — не показывает преобладания каких-либо пород в качестве собак-терапевтов. Собаки предварительно тестируются по специальным поведенческим тестам на отсутствие агрессивной реакции к людям, собакам, отсутствие страха перед громкими звуками и нестандартными предметами (например, раскрывающимся зонтом). После этого собаки проходят обучение, завершающееся сдачей экзамена и получением свидетельства «собака — средство реабилитации». Собака-терапевт — не порода, а стандарт обучения.

Собаки мелких размеров успешно используются при работе с взрослыми, пожилыми и лежачими пациентами, пациентами хосписов. Крупные и средние собаки пригодны для работы с детьми и подростками, страдающими различными заболеваниями. Выбор размера и породы собаки-терапевта определяется стратегией реабилитации, а не личными пристрастиями специалиста-канистерапевта.

Для детей с девиантным поведением, психологическими отклонениями или имеющих ограниченные возможности часто используются северные ездовые собаки — маламуты, хаски, самоеды, чинуки, чукотские и таймырские ездовые собаки. Собаки этих пород отличаются особым доброжелательным отношением к людям, и в особенности к детям.

Ставрополь: используются собаки породы шелти, чёрный терьер и одна собака породы грюнендаль. Овчарки (как группа пород) отличаются высоким уровнем альтруизма, а потому очень легко адаптируются и быстро включаются в программу терапии. Шелти также хороша тем, что даже у детей, склонных к фобиям, формирует положительные эмоции — обыгрывается образ всем известной доброй колли по кличке Лесси, но в миниатюрном варианте. Однако это не значит, что адаптация пациента и собаки сводится к нулю. Мероприятия по адаптации необходимы в любом случае.

По опыту Ставрополя, не самыми подходящими для терапевтической работы оказались пудели, разновидности «той» и некоторые другие декоративные породы. В силу особенностей психики они быстро устают и отказываются от работы и требуют очень длительной реабилитации, врождённая слабость психики не позволяет применять этих собак без вреда для них самих. Возможности собак декоративных пород ограничиваются рамками реабилитации и лечебной кинологии, но для терапии эти возможности недостаточны.

Мировое признание

с 1976 года энималтерапия с собакой, она же канистерапия, применяется в различных клиниках, реабилитационных центрах, домах ухода, военных госпиталях и других подобных учреждениях. Международная база медицинских исследований Pubmed содержит более 230 статей о применении канистерапии в медицинской практике и около 1500 статей о применении энималтерапии .

  • С 1 июля 2010 года в Польше специальность «канистерапевт» внесена в государственный список профессий благодаря инициативе Польского общества канистерапии (PTK).
  • В некоторых клиниках Германии официально применяют канистерапию .
  • На двух специальных фермах при больнице содержатся животные от мелких (которых можно взять в руки) до крупных (например, верховых лошадей).
  • В Норвегии подготовкой собак-помощников занимаются целые государственные учреждения и благотворительные сообщества. Щенков для этих целей зачастую бесплатно предоставляют владельцы собачьих питомников.
  • В США 95 % животных, используемых в психотерапии, составляют собаки.
  • В Великобритании в Исследовательском центре выявления рака и биологических опасностей с помощью собак (англ. Cancer and Bio-Detection Dogs research center) в Эйлсбери производится целенаправленное обучение собак, направленное на распознавание опасного уровня глюкозы в крови диабетиков. По завершении обучения они будут переданы больным с сахарным диабетом 2-го типа.
  • В Финляндии в ряде городов практикуется помощь собак для корректировки логопедических проблем у детей.

Канистерапия в России

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 декабря 2014 года.

Прогулка детей с ездовыми собаками в России

Попытки использования элементов канистерапии в России известны достаточно давно. Ещё в 1940-е годы многие увлечённые собаководы использовали интерес детей и подростков к собакам при работе с беспризорниками и «трудными подростками». Многочисленные клубы юных собаководов частично применяли и принципы канистерапии, «пёсотерапию» упоминает в своей книге «Мои друзья» писатель и журналист Борис Рябинин. Термин «канистерапия» и первые попытки работы в этом направлении возникли в 1990-е годы одновременно в Москве, Петербурге, Мурманске и других городах России. Написаны книги и статьи о клиническом применении метода — как очень популярные, так и полунаучные. Первые попытки организовать применение канистерапии в соответствии с медицинскими представлениями о нейрореабилитации, двигательной, психологической и социальной реабилитации были предприняты с середины 2000 некоторыми специалистами, совмещавшими медицинское образование и интерес к данному методу. В 2011 году в России создана организация, объединившая канистерапевтов России, — Сообщество поддержки и развития Канис-Терапии, с 2014 года СПРКТ представляет интересы канистерапевтов в Союзе реабилитологов России . Усилиями организации канистерапия достигла признания в рамках традиционной медицины, в ВАК-рецензируемых журналах напечатаны первые статьи об отечественных клинических исследований эффективности канистерапии

В Петербурге и Ленинградской области с 2007 года работает Благотворительная общественная организация «Собаки для жизни». Основателем и президентом организации является Людмила Амарантова. Организация регулярно проводит занятия канистерапией в различных учреждениях города и области. Среди постоянных партнёров Благотворительной общественной организации «Собаки для жизни» — Центр речевого развития «РАС-тишки», школа-интернат № 1 имени А. А. Грота для незрячих и слабовидящих детей, коррекционная школа-интернат № 9 для детей с ДЦП, Государственная библиотека для слепых и слабовидящих. Организация активно сотрудничает с петербургским Социальным гериатрическим центром «Опека». Волонтёры организации проводят регулярные занятия канистерапией в пансионатах для престарелых этой сети: «Южном», «Кондратьевском», «Приморском» и других. По данным на 2014 год, в штате БОО «Собаки для жизни» работают около тридцати волонтёров.

> См. также

  • Пет-терапия
  • Иппотерапия

Примечания

  1. «Четвероногие доктора или что такое пет-терапия». Медицинский справочный ресурс «Medinfo.ru». Архивировано 7 сентября 2012 года.
  2. «КАНОН КАНИС-ТЕРАПИИ». «Польское общество канистерапии». (недоступная ссылка)
  3. 1 2 3 «Материалы конференции по канистерапии». Архив сайта питомника Северная Надежда. Архивировано 26 июля 2012 года.
  4. 1 2 «Канистерапия». Katidog.ru. Архивировано 7 сентября 2012 года.
  5. 1 2 3 4 5 6 Смолова Л. В. Ученые записки Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. — 2008. — Т. 9. — С. 45-50.
  6. Голенищева Н.В. Доклад по канистерапии. Санкт-Петербургская спортивная федерация ездового спорта (22 февраля 2009). Архивировано 7 сентября 2012 года.
  7. 1 2 А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. — Москва: «Макцентр. Издательство», 2004.
  8. Cherniack E. P., Cherniack A. R. The benefit of pets and animal-assisted therapy to the health of older individuals. (англ.) // Current Gerontology And Geriatrics Research. — 2014. — Vol. 2014. — P. 623203—623203. — DOI:10.1155/2014/623203. — PMID 25477957.
  9. Елена Орочко. Нужна собака-поводырь. Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов» (2007). Архивировано 7 сентября 2012 года.
  10. В Польше введена специальность «канистерапевт» (недоступная ссылка). Польское общество канистерапии/главная страница. Архивировано 21 января 2012 года.
  11. В.Д. ИЛЬИЧЕВ, О.Л. СИЛАЕВА, с использованием данных из книги J.Serpell «In the Company of Animals». «Любимые животные вместо лекарств». Публикация «Человек и его здоровье». Архивировано 7 сентября 2012 года.
  12. «Книжная собака» — профессиональный слушатель и внимательный друг // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 9 ноября 2013. (Проверено 10 ноября 2013)
  13. «Книжная собака» не облает ребенка, который читает с ошибками // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 28 ноября 2013. (Проверено 28 ноября 2013)
  14. Канистерапия для пожилых людей

Что такое собакотерапия

Лечения собаками (канистерапия) – это метод, который все чаще используется в странах СНГ. Это связано с тем, что присутствие собаки во время курса – идеальная мотивация для усилий и спонтанности. Собака знакомит с радостью и чувством безопасности. Развивается данная терапия в основном благодаря деятельности различных ассоциаций и организаций, которые поставили перед собой цель проведения занятий и продвижения метода. Следует отметить, что этот метод никоим образом не регулируется, что означает, что нет четких правил, регулирующих компетенции человека, проводящего занятия с собакой, обучения самой собаки, а также нет сформулированного общепринятого определения канистерапии. Тем не менее каждая организация имеет внутренние правила, определяющие стандарты. Стоит упомянуть классификацию классов с собакой, представленную Австралийской организацией Delta Society, которая выделяет два типа встреч:

AAA (Animal Assisted Activity) – такие встречи могут проводиться людьми, не имеющими медицинского образования. Обычно они проводятся в более крупных группах, например, в домах социальной помощи, лечебных центрах, хосписах. Стоит отметить, что эти классы не проводятся в соответствии с подготовленным сценарием и не хранят медицинские записи. Продолжительность зависит от потребностей пациентов. Основная цель посещений – разрешить контакт с собакой. В таких встречах указывается частая смена людей и собак.

AAT (Animal Assisted Therapy) – занятия проводят квалифицированные терапевты (врач, психолог или физиотерапевт). Занятия сосредоточены на терапии данного пациента. Редко размер групп превышает несколько человек. Терапия проводится в соответствии с подготовленным сценарием, направленным на достижение конкретных заранее установленных терапевтических целей. Это типичная собакотерапия, ведущая к улучшению функционирования человека во всех сферах жизни. Иногда AAAT (Animal Assisted Education AAE) выделяется как часть AAT, который фокусируется исключительно на улучшении навыков образовательной сферы.

Цели лечения собаками

Цели собакотерапии определяются индивидуально в зависимости от дисфункции пациента. Тем не менее среди них перечислены:

  • Физическая сфера:
    • Улучшение функции малых и крупных моторных навыков;
    • Улучшить чувство равновесия;
    • Улучшение координации визуально-двигательных операций;
    • Увеличение свободы передвижения в инвалидном кресле;
  • Образовательная сфера:
    • Увеличение ресурсов словаря;
    • Знакомство и консолидация концепций форм, цветов, размеров и т. д.;
    • Улучшение долговременной и краткосрочной памяти;
  • Психическая сфера:
    • Повышение самооценки;
    • Развитие способности сосредоточиться на одной или многих вещах;
    • Улучшение вербальной коммуникации;
    • Снижение чувства тревоги и одиночества;
  • Социальная сфера
    • Содействие установлению межличностных контактов, а также отношений между человеком и животным;
    • Увеличение активности в группе;
    • Повышение готовности к действию.

Главная задача лучших друзей человека – поддерживать общее развитие ребенка, которое в то же время учится правильно относиться к животному, заботиться о нем и его потребностях.

Участники занятий

Участниками занятий могут быть как дети, так и взрослые. Из-за хорошего влияния животных на поведение и реакцию пациента, можно направить веселье таким образом, что он выполняет упражнения, к которым он ранее неохотно делал. Много раз положительное изменение подхода пациента к работе во время терапии отмечалось в то время, когда задачи выполнялись совместно с собакой или в его присутствии. Терапия собаки приносит очень хорошие терапевтические эффекты при работе как со здоровыми людьми, так и с разной степенью инвалидности. Поэтому люди могут участвовать в занятиях, например:

  • С церебральным параличом;
  • С синдромом Дауна;
  • С атрофией мышц;
  • С двигательными расстройствами развития;
  • С дефицитом внимания;
  • С аутизмом;
  • Умственно отсталые;
  • Эмоционально неустойчивый и т. д.

Однако есть также противопоказания к участию в собачьей терапии. Главным противопоказанием является аллергия на шерсть собаки. Лечения собаками также прекращается, когда пациент становится слишком привязанным к собаке, и после окончания занятий трудно заканчивать дружбу с животным. Также необходимо отказаться от терапии собакой в ​​тот момент, когда она становится объектом конкуренции между участниками занятий. Если такие действия не будут предприняты, терапевтические цели могут быть отменены, и в некоторых случаях дисфункции могут углубляться, особенно в психологической сфере.

Терапевт обязан обратить внимание не только на поведение пациентов, но и на собаку. Если он замечает в нем тревожное поведение (например, уход, избегая контакта с пациентом), рекомендуется перевести собаку другую. Иногда пациенты проявляют страх перед животным. Это также является противопоказанием для терапии собак, хотя в некоторых случаях эту форму терапии можно использовать, чтобы избавиться от фобии пациента. Терапия начинается с ознакомления человека с присутствием собаки и убеждения ее в том, что это конкретное животное безопасно и дружелюбно. Иногда страх преодолевается во время первого класса. что это конкретное животное безопасно и дружелюбно.

Собака как помощник терапевта

Собака помогает врачу во время занятий. Это становится стимулом для пациента делать упражнения. Правильно обученный терапевт умело ставит задачи в игру с животным. Благодаря этому пациенты более склонны выполнять задание, уделяя им все свое внимание. Собака может выполнять упражнение вместе с пациентом или быть вознаграждением за его работу. Я говорю о том, чтобы погладить собаку или кормить ее после правильного выполнения данной деятельности. Собака, которая участвует в собачьей терапии, должна быть должным образом подготовлена.

Порода также важна. Предпочтительными являются чистые породы собак с родословной. Благодаря этому можно проследить его генеалогическое древо и предсказать его поведение, основанное на общих характеристиках породы. Что собака выполняет свою роль во время занятий, никоим образом не может показать агрессию, господство, беспокойство или гиперактивность. Однако такие функции, как: абсолютное повиновение опекуну, покорность, равновесие и легкость обучения незаменимы. Примерно через 7-8 недель жизни выбранный щенок подвергается предрасположенным испытаниям, проводимым тренером или бихевиористом. После приведения щенка домой необходимо наладить прочные отношения с владельцем-терапевтом. От маленькой собаки привыкли контактировать с множеством разных стимулов и целенаправленной забавы.

Также необходимо обучить собаку отдыху (которая используется, например, во время занятий), и возможность сосредоточиться на руководстве. После тренировки, чтобы получить возможность работать с собакой во время занятий, он должен пройти специальный тест. Собака также должна находиться под контролем ветеринара в любое время. В собакотерапии может работать только собака, которая является здоровой, эффективной, чистой и ухоженной.

Наиболее часто выбранными терапевтами для обучения собак являются, например:

  • Лабрадор-ретривер
  • Золотой ретривер
  • Бернский зенненхунд
  • Сибирский хаски
  • Аляскинский маламут
  • Кавалер Кинг Чарльз Спаниель

Как проходят занятия

Занятия по лечению собаками, можно проводить в любом месте, потому что благодаря различным типам инструментов можно настроить упражнения и задачи для пациента и собаки. Например, выделяются красочные шары, чаши, ложки, платформы, скакалки, кабели, фольги и всевозможные другие вещи, которые возбуждают воображение и облегчают необходимые упражнения. В случае задач единственным ограничением является воображение. Упражнения могут быть организованы так, чтобы у пациента сложилось впечатление, что он выполняет их вместе с собакой. Другим видом упражнений является ситуация, когда пациент после задания может кормить собаку в качестве награды. Упражнения также распространены, когда терапевтические эффекты получаются путем простого ухода за собакой, то есть поглаживания, расчесывания, питья и т. д. Терапия собакой занимает около 45 минут, и они обычно запускаются один раз в неделю или два раза в месяц. Вначале происходит приветствие с собакой, затем выполняются упражнения, и, наконец, терапевт рекомендует успокаиватся и прощаться с собакой. Выполненные упражнения можно разделить с точки зрения терапевтических целей:

  • Упражнения из физической сферы:
    • Улучшение навыков ручной работы, например, кормление собаки ложкой, отстегивание и закрепление поводка, выливание воды из бутылки в миску, сбор разбросанных предметов, например миски;
    • Улучшение мобильности, например, прохождение через материальный тоннель за или перед собакой, перемещение и под собакой, прыжки с препятствиями с собакой, бросание пищи или игрушек собаке;
  • Упражнения в ментальной сфере, например, поглаживание собаки, расчесывание ее, обнимание, прислушивание к регулярному дыханию или сердцебиению собаки, укладка собаки на спину лежащего человека, имитация поведения собаки;
  • Упражнения из сферы образования, например, указание и подсчет частей тела собаки и отображение их у себя дома или другого лица, определение того, для чего предназначен объект, сопоставление объектов парами с точки зрения цветов, форм или размеров. Награда за хороший ответ – это, например, кормление собаки или прогулки по комнате с ним;
  • Упражнения из социальной сферы, например, уход за собакой вместе с другим человеком, совместное выполнение упражнений.

Следует помнить, что терапевт выбирает упражнения и их трудности в зависимости от пациента и его инвалидности, а также многих других факторов.

Распространение в России

В Москве есть несколько центров, наиболее известный центр “Солнечный пес”. Под руководством лабрадоров ежегодно на выставках выступают дети с различными заболеваниями, показывая очень яркие и насыщенные номера. В Санкт-Петербурге канистерапевты предпочитают использовать для работы ризеншнауцеров.

А в Обнинске, что в Калужской области, функционирует центр “Радуга”, где оказывают помощь беспородные собаки (дворняжки).

Во многих крупных городах практикуют лечение собаками. Мурманск, Омск, Новосибирск, Рязань, Владивосток, Екатеринбург – это далеко не полный список городов, где готовы оказать помощь “лохматые доктора”.

Канистерапия является одним из наиболее часто используемых методов для дополнения реабилитации с использованием животных. Во время занятий пациент выполняет упражнения вместе с собакой или в его присутствии, что дает ему мотивацию и открывает контакты с другими людьми. Лечения из собаками приносит очень хорошие терапевтические результаты в работе с людьми разных типов и степеней инвалидности, улучшая их навыки в области физического, умственного, образовательного или социального. Занятия проводятся обученным терапевтом, который может выполнять соответствующие упражнения через игру. Собака правильно подобрана и обучена таким образом, чтобы быть терпеливым и в то же время абсолютно послушным терапевту. Собака не оценивает пациентов, безоговорочно принимающих все свои преимущества и недостатки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *