Кошки в Египте

Кошки в Египте

Содержание

Почему кошка стала священным животным Египта?

Название Почему кошка стала священным животным Египта?
А.Е. Карелов Санкт-Петербургская государственная педиатрическа
Дата 06.07.2013
Размер 4.62 Mb.
Тип Презентации


Почему кошка стала священным животным Египта?

В древнеегипетской мифологии кошка играла немаловажную роль. По одной из легенд, бог солнца Ра превратился в кота, чтобы драться со змеем Апопом, повелителем темных сил.

  • В древнеегипетской мифологии кошка играла немаловажную роль. По одной из легенд, бог солнца Ра превратился в кота, чтобы драться со змеем Апопом, повелителем темных сил.

  • Но прежде всего кошка олицетворяла богиню Бастет, которая считалась покровительницей плодородия и материнства, а также богиней радости и веселья. Ее изображали обычно с телом женщины и головой кошки. В подобном обожествлении проявилось, наверное, и восхищение человека чистоплотностью кошки, ее заботливостью о своих котятах. Кроме того, ночной образ жизни, загадочные, светящиеся по ночам глаза и невероятная способность мгновенно исчезать, бесшумно ступая мягкими лапами, и столь же неожиданно появляться вызывали удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым и независимым характером: хотя она и живет вместе с человеком, но при этом всегда гуляет сама по себе, никому не подчиняясь.


Родиной богини Бастет был город Буба-стис, который находился восточнее дельты Нила. Приблизительно в 950 г. до н. э. фараон Шешонк I основал в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини Бастет распространился по всей стране. Греческий историк Геродот, который в 450 г. до н. э. побывал в этом городе, рассказывает о построенном там великолепном храме около 300 м в длину, посвященном Бастет. Здесь жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале шириной 30 м, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя богини. В других городах тоже строили храмы Бастет, а многие египтяне носили деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини. В начале года тысячи египтян приплывали в Буба-стис на торжества, посвященные богине-кошке. И начинался веселый праздник, на котором люди ели и пили, танцевали и пели, совершали щедрые жертвоприношения Бастет.

  • Родиной богини Бастет был город Буба-стис, который находился восточнее дельты Нила. Приблизительно в 950 г. до н. э. фараон Шешонк I основал в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини Бастет распространился по всей стране. Греческий историк Геродот, который в 450 г. до н. э. побывал в этом городе, рассказывает о построенном там великолепном храме около 300 м в длину, посвященном Бастет. Здесь жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале шириной 30 м, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя богини. В других городах тоже строили храмы Бастет, а многие египтяне носили деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини. В начале года тысячи египтян приплывали в Буба-стис на торжества, посвященные богине-кошке. И начинался веселый праздник, на котором люди ели и пили, танцевали и пели, совершали щедрые жертвоприношения Бастет.


Почти у каждого египтянина была дома кошка —за ней ухаживали как за самым дорогим существом. Если в доме начинался пожар, кошку выносили из огня даже раньше, чем детей. Когда она умирала, вся семья надевала траурные одежды, пела песни, а в знак горя люди сбривали себе брови. Умершее животное натирали благовонными маслами и бальзамировали—только тогда, по представлению безутешных хозяев, душа их любимой кошки могла вновь вернуться в ее тело. Мумию кошки заворачивали в пестрое платье, укладывали в маленький гроб из дерева, бронзы или известняка, а затем хоронили на специальном кладбище. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки и даже мумии мышек.

  • Почти у каждого египтянина была дома кошка —за ней ухаживали как за самым дорогим существом. Если в доме начинался пожар, кошку выносили из огня даже раньше, чем детей. Когда она умирала, вся семья надевала траурные одежды, пела песни, а в знак горя люди сбривали себе брови. Умершее животное натирали благовонными маслами и бальзамировали—только тогда, по представлению безутешных хозяев, душа их любимой кошки могла вновь вернуться в ее тело. Мумию кошки заворачивали в пестрое платье, укладывали в маленький гроб из дерева, бронзы или известняка, а затем хоронили на специальном кладбище. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки и даже мумии мышек.


В 1890 г. археологи нашли целое кошачье кладбище вблизи Бубастиса. Исследуя останки найденных там животных, ученые пришли к выводу, что они уже во многом отличались от диких кошек.

  • В 1890 г. археологи нашли целое кошачье кладбище вблизи Бубастиса. Исследуя останки найденных там животных, ученые пришли к выводу, что они уже во многом отличались от диких кошек.

  • Кошки находились под особой охраной: если человек случайно, а тем более умышленно, убивал кошку, это каралось смертью. Персидский царь Камбиз во время войны против фараона Псаммети-ха воспользовался этим. Он велел своим воинам поймать как можно больше кошек и привязать их к щитам. Военная хитрость удалась: египтяне сдались. Они считали, что лучше проиграть битву, нежели ранить или убить это почитаемое животное.


Кошка во многих мифологических традициях связывается с луной (способность изменять форму зрачка символизирует фазы Луны), с идеей плодородия, плодовитости. Кроме того, в некоторых культурах она связывается с идеей царственности.

  • Кошка во многих мифологических традициях связывается с луной (способность изменять форму зрачка символизирует фазы Луны), с идеей плодородия, плодовитости. Кроме того, в некоторых культурах она связывается с идеей царственности.

  • Кошка может означать зло и силы тьмы. Плодовитось кошек, их способность видеть ночью, блестящие круглые глаза превратили их в народных поверьях в загадочного зверя, которому ведомы тайные силы. Ведьмы, равно как и повитухи (в народных поверьях почти идентичны) имеют при себе черную кошку (черный цвет — символический цвет ночи, ее тайн). Таинственный Древний Египет, основателем которого считался выходец с затонувшей Атлантиды птицеголовый бог Тот, — официальный рай кошек. Именно египтяне впустили в свои жилища дикую нубийскую кошку; и произошло это более шести тысяч лет назад в Северной Африке.


На Руси первыми оценили способности кошек служители культа — и поставили кошку под защиту церкви. Это зафиксировано в «Правосудье митрополичьем», известном судебнике XIV века. Он упоминает кошку как домашнего зверя и определяет величину штрафа за ее хищение. Это штраф равнялся стоимости трех скакунов или стада баранов!

  • На Руси первыми оценили способности кошек служители культа — и поставили кошку под защиту церкви. Это зафиксировано в «Правосудье митрополичьем», известном судебнике XIV века. Он упоминает кошку как домашнего зверя и определяет величину штрафа за ее хищение. Это штраф равнялся стоимости трех скакунов или стада баранов!

  • Считается, что на Руси кошки были известны с VII века и были, кроме утилитарной пользы, олицетворением мистических сил. В народных сказаниях появился кот-баюн, который мог наслать крепкий сон на врагов или поразить их смертью. Кот-баюн бродил по столбу у мельницы: идет вверх — сказки рассказывает, идет вниз — песни поет.

  • В русском обществе к XVI веку право иметь кошку получили и неименитые люди, что до этого времени запрещалось. И если раньше название кота упоминалось только в именах сановных особ (боярин Федор Андреевич Кошка-Кобылин), то к VI веку оно зазвучало и в простонародных — Кот-Мышелов Константин. Именно так вписан этот новгородский крестьянин в приказные бумаги 1545 года.


Кошка — самый таинственный зверь из живущих рядом с людьми. Люди давно заметили, что кошки влияют на атмосферу в доме. Неудивительно, что с этими зверьками связано множество поверий.

  • Кошка — самый таинственный зверь из живущих рядом с людьми. Люди давно заметили, что кошки влияют на атмосферу в доме.

Почему в Египте кошек считали священными животными?

Неудивительно, что с этими зверьками связано множество поверий.

  • В Англии считают, что если в доме больной, надо вымыть его и вылить воду на кота, а затем выгнать зверя за дверь. И болезнь уйдет!

  • Ирландцы уверены, что если кот умрет в доме — быть беде. Там же полагают, что коты рожденные в мае приносят несчастье. В Ирландии никогда не берут с собой кота при переезде на новое место, чтобы не тащить старые беды. Не к добру пускаться в путь, слыша кошачьи вопли. Плохо, если первое, что человек видит, проснувшись — это кот.

  • В отличие от ирландцев, русские уверены, что, переезжая в новый дом, надо непременно брать с собой кошку. На Руси кошка считалась вещим животным и приносила счастье, поэтому убивать ее было грехом. «Кошку убить — семь лет ни в чем удачи не видеть». «Кошку мучить — грех. Первая встреча человека на том свете будет с кошкой: если человек жестоко обращался с кошкой, то кошка будет мучить и царапать его.» Приобретение кошки сопровождалось различными магическими действиями. «Покупать или брать даром кошку нельзя, ее можно только менять.» Если кошка «приблудилась» к дому, это хорошая примета. Согласно народным представлениям, кошка чувствует все возможные перемены — как к хорошему, так и к худому.

  • Итак, человек и кошка живут вместе уже 6 тыс. лет. В отличие от остальных одомашненных животных (коров, кур, овец и пр.) кошка сохранила свою первоначальную самостоятельность и своенравность. Однако такая долгая совместная жизнь наложила отпечаток и на кошку, и на человека. Отчетливый кошачий след просматривается и в истории, и в литературе, и в фольклоре, и в изобразительном искусстве.

    • Итак, человек и кошка живут вместе уже 6 тыс. лет. В отличие от остальных одомашненных животных (коров, кур, овец и пр.) кошка сохранила свою первоначальную самостоятельность и своенравность. Однако такая долгая совместная жизнь наложила отпечаток и на кошку, и на человека. Отчетливый кошачий след просматривается и в истории, и в литературе, и в фольклоре, и в изобразительном искусстве.

    Похожие:

    Разместите кнопку на своём сайте:

    rpp.nashaucheba.ru

    rpp.nashaucheba.ru

    В течение всей своей богатой истории Египтяне верили в великую силу животных, относились к ним с благоговейным трепетом, и почитали многих из них в качестве священных реликвий. В списке самых почитаемых животных на территории Древнего Египта, первое место занимала египетская богиня кошка. Нигде больше кошка не рассматривается так, как в Египте.

    Культ кошек в истории Древнего Египта

    В Древнем Египте был очень значительным культ богини — кошки Бастет (Баст), которая рассматривалась, как олицетворение солнечного и лунного света. Богиня изображается в виде девы с головой кошки или львицы. Бастет является дочерью Осириса и Исиды.

    Для справки. Преданные египтяне молились этой богине, прося у нее здоровья и счастья, радости и жизненной силы. В ее честь, почитались все без исключения кошки, их мумифицировали и неподалеку клали мышей, чтобы у кошки в загробной жизни было что-нибудь поесть и весело провести время.

    Культ кошек установился в древнейший период египетской истории и продолжался до 1 года до н.э. Религиозным центром поклонения был город Бубастиса, где, согласно греческому историку Геродоту, располагался самый красивый храм в Египте, посвященный Бастет.

    В главном святилище стояла огромная египетская богиня кошка, в виде статуи:

    • ​Философы и историки Геродот и Диодор в своих древнейших трудах писали о проведении, по 7 раз за год обширных празднований, посвященных Божественной кошке.
    • ​Тысячи и тысячи священников собирались в назначенный день в храме Бубастиса, а затем торжество переносилось за его пределы.

    Например, во время ежегодных весенних фестивалей статуи выносили из храма и торжественно перевозили на лодке вдоль берегов Нила. В тех местах и разводили этих священных животных. О данном факте говорят оставшиеся мумии кошек, которые сохранились до сегодняшнего дня.

    Кошка богиня, Баст

    Ее называли Богиней Солнца, радости и веселья. В ней египтяне видели тепло, и считали ее всевидящей, одной из стражников Бога Ра (главного Бога в Египетской мифологии, Бога Ясного Солнца).

    Кроме этого она воплощает в себе все женские и материнские качества:

    • Грацию.
    • Красоту.
    • Доброту.
    • Заботу.

    Для справки.

    Почему кошка в Египте считается священным животным

    Богиня египетская кошка статуэтка изображается в женском образе, но с кошачьей головой. В своей правой руке она держала музыкальный инструмент, а в левой зеркало. У ног богини Баст сидят котята – символизирующие плодородие.

    ​Изображались такие египетские кошки, одетыми в зеленый халат. Духовная связь и вера в силы, которыми обладала Богиня Баст, гарантировало женщине легкие роды и радость материнства. Таким образом, женщина- кошка была возведена в ранг национального божества.

    Воплощение Богини Бастет

    У Богини Бастет есть 2 способа физического самовыражения:

    • Женщина, имеющая кошачью голову, о которой выше была рассказано, и символизировала она доброе начало.
    • Женщина с головой львицы, которая символизировала ее агрессивно настроенную природу.

    Посланниками самой Бастет на земле, в частности, в Египте, стали священные черные кошки. Изображение черного кота красовалось на домах египетских врачей, которые таким образом отмечали свою профессию.

    До наших дней дошли многочисленные изображения и фигурки кошек, которых украшали всевозможными драгоценностями и ценностно-значимыми для Египтян, символами. Например, восход Солнца олицетворял жук-скарабей, который должен был присутствовать на груди у животных.

    Домашние кошки Египта

    Предположительно, одомашнивание кошек состоялось на территории Египта в период III тысячелетия до нашей эры. Питаясь мелкими грызунами, они охраняли амбары, где египтяне держали жизненно важные для этой аграрной страны припасы, в первую очередь, пшеницу.

    Охота на крыс, которую вели кошки, позволяла устранить источник серьезных заболеваний, как, например, чума.

    Для справки. Но особенно почитали кошек за то, что те охотились на змей, таких как рогатых гадюк, которые буквально окружали жителей Египта постоянным страхом оказаться укушенным ими. Благодаря кошкам, которые поселялись в домах, их окрестности практически сразу же становились безопаснее.

    В начале исторического периода под названием Возрождение, Египет превратился в могучую державу. Основу этой власти составляли запасы зерна. В то время они были заполнены до отказа, и страна могла безопасно пережить возможное затопление прибрежных районов Нила.

    Но одно дело собрать урожай и уложить его в хранилище, а другое – сохранить до следующего года. Вот тут-то и настал звездный час кошек, которые великолепно справлялись с задачей истребления грызунов.

    Практическая значимость кошек в Древнем Египте была настолько велика, что в этот период кот начал рассматривать в качестве священного животного. Египтяне поклонялись кошкам, считая их существами, способными воплотить в себе образы богов.

    Именно в виде большого и сильного кота Древние Египтяне, в отдельные периоды, изображали Бога солнца Ра, который победил Апофиса, змея тьмы. Иногда его еще называют Великий Кот Ра. Его борьба со змеем тьмы стала сюжетом для многих полотен.

    В частности, художники изображают эту картину следующим образом: одна лапа кошки давит на голову змея, а в ее другой руке находится нож.

    Египетская кошка Мау

    Египетские кошки были популярны не только в древности, со временем их слава прогремела на весь мир, и теперь во многих домах России можно встретить представителя священной кошачьей династии.

    Таковыми являются:

    • ​Египетский сфинкс кошка, который больше известен под названием «лысая кошка»,
    • ​Короткошерстная египетская кошка Мау.

    Истинная представительница этой породы имеет рисунок в виде буквы «М», расположенный прямо над ее глазками. Помимо этого, на уровне ушей, в направлении затылка можно разглядеть знак W, который символизирует скарабея.

    Эта кошка, выведенная много тысячелетий назад, обязательно должна иметь легкий «макияж», который включает в себя:

    • ​2 линии, словно стрелки под глазами, которые уходят на скулы.
    • ​Окрашены они могут быть в разные цвета, от дымчатого до бронзового и серебристого. Самым распространенным является серебряный, а вот дымчатых котов Мау встретить удается крайне редко.
    • ​Форма глаз короткошерстых Мау — миндалевидная, цвета — крыжовника (зеленые).

    Для справки. Серебристая Египетская кошка Мау, в качестве основного тона, имеет вариации от светло-серого до серого. А вот узорчатый орнамент отличается темно-серым и черным цветами, с высокой долей контраста. Окрас ушей — розовато-серый, на кончиках темный. Шея и подбородок, а также вокруг глаз у нее имеется белая шерсть. А сама окантовка глаз, кончик носа и уголки рта черные.

    Кошка мау бронзового окраса имеет основной тон от темно-коричневого, на спинке, который затем, становится все светлее и светлее, которым отличается шерстка на животике. Рисунок на шкурке нарисован темно-коричневым цветом. Волос на подбородке и вокруг глаз имеет кремовый цвет.

    Самым контрастным окрасом отличаются редкие дымчатые мау, хотя еще реже рождаются черные мау. Не чаще можно встретить мраморную египетскую мау, которые считаются дикими. Смотрите документальное видео о символике кошек в Египте.

    Почему кошка стала священным животным Египта?

    Кошки в Древнем Египте

    PR в мифологии Древнего Египта

    Короткова Анастасия
    Франковская Мария

    Бастет (Баст)

    Краткое содержание мифа

    Бронзовая статуя Бастет—Уаджит

    Бастет или Баст – одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет – известна во всем мире как богиня покровительница кошек. Баст изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В некоторых мифах говорится, что в ранних династиях ее изображали в виде львицы. Почиталась как дочь бога солнца Ра, считалась всевидящей и даже занимала место в его страже. Ее матерью была Хатор-Луна. Мужем ее иногда называли Птаха — одного из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бога искусств и ремесел. У Баст был сын Махес — бог грозы и бури. В некоторых случаях она отождествлялась с Мут и Тефнут, а в Древней Греции с Артемидой.

    Почему кошка в Египте священное животное

    Часто упоминается, что Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Существует несколько легенд о Бастет, совершенно разных и интересных. В мифе, в котором бог Ра покарал человечество за грехи, она приняла свою вторую половину и превратилась в львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

    Статуэтка богини Бастет
    Бронза. XXVI дин.
    Лондон, Британский музей

    Существует и другой миф, который повествует историю о бабочке. Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени. Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Гора, бога погибающей и возрождающейся природы. Богиня сказала, что  думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Гор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она — всего лишь бабочка. Но Гор ничего не ответил, он только  смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она — богиня. А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь — это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Гор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке. Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Гор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора — смог ли он познать правду, и он ответил, что смог. Потом она спросила его вновь – какова она? Гор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Гор остановился и, не оборачиваясь, спросил – почему? Она ответила, потому что будет несчастна, так как не смогла решить задачу! Гор повернулся к бушующей Бастет, улыбнулся ей и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка, последний раз взмахнув крыльями, упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.

    Образы и символы мифа

    Статуя богини Бастет в образе кошки

    Бастет называли матерью всех кошек. Мифы о Баст создают образ ласковой, изящной и заботливой защитницы. Поскольку могущество Бастет распространялось на самые разнообразные явления, ее культ сопровождала множественная символика. Одним из важных символов являлись четыре котенка, которые изображались в ее ногах, они как раз и показывали ее плодородие, покровительство детям, матерям и кошкам. Особым даром богини была интуиция, которая во многом ей помогала.

    Чаще всего Баст изображалась в двух позах –  стоя и сидя. Причем сидя она была, только в образе кошки, не имея другого вида. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке – систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр – древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Систр –  это символ веселья, праздника, радости, счастья. По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. Также он являлся символом плодородия. Корзина — не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр – символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве.

    Памятники богине чаще всего создавались из камня или бронзы. Так же символами Баст выступали изображения кошек, статуэтки и «кошачьи» амулеты, которые должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

    Коммуникативные средства создания образов и символов

    Карта археологической зоны Телль Баста

    Прежде всего формированию отношения к Бастет способствовали упоминания о городе Тель Баста или Бубастис. Он был некогда одним из крупнейших городов нильской дельты и славился почитанием священных кошек, над которыми владычествовала местная

    богиня Бастет. Город занимал важное стратегическое положение: торговые экспедиции уходили из него на Синай за медью и бирюзой; отсюда же отправлялись на завоевание Азии египетские военные экспедиции. Пик политической значимости города пришелся на время правления XXII династии.

    Большое количество сведений были получены, когда был найден храм богини. Святилище целиком, за исключением входа, лежало на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. От входа вела дорога, мощенная камнем через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги стояли высокие до небес деревья. Ворота высотой в украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходили два канала каждый шириной по и осенённые деревьями.

    Панорама храма Бастет с упавшими колоннами
    XIX–XXII дин.

    Укреплению культа способствовало проведение ежегодного праздника. В Древнем Египте 15 апреля отмечали праздник богини Баст. В честь Бастет в Египте ежегодно устраивали огромную ярмарку, а тысячи поклонников ее культа путешествовали по Нилу под звуки флейт и трещоток. В это день у богини просили благословения для домашних кошек.

    О Бастет писал известный античный историк – Геродот. Он  оставил нам живое описание ежегодного фестиваля в честь Бастет, во время которого «выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, не считая детей». Он же описывал великолепный портик храма богини, который находился в низине, в центре города и был виден отовсюду, где бы ни находился зритель.

    Блок с хоровым именем
    царя Хуфу
    Из раскопок Э. Навилля в
    Бубастисе. IV дин.
    Лондон, Британский музей

    Роль культа Бастет показывают и упоминания о кладбищах кошек. В 1890-х годах вблизи Бубастиса было найдено целое кладбище кошек.

     Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличались от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мир они отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками. Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежали пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую мумию, египтянин, тем не менее, имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

    Помимо сведений из города Тель Баста мы смогли узнать и о других городах, в которых поклонялись великой Бастет. Значительное поселение существовало  уже в конце додинастического периода; позже город был знаменитым и процветающим вплоть до римского времени, когда звезда города богини Бастет закатилась, а неподалеку вырос новый торговый центр, город Бильбейс, притянувший к себе жителей старой столицы. Его дома и дворцы строили из камней древних святилищ Бубастиса.

    Социальное значение мифа

    Статуэтка богини Бастет в образе кошки
    Каир, Египетский музей

    В других странах были покровительницы кошек, но самой известной и почитаемой до сих пор является египетская богиня Бастет. В ее честь строились целые города. Даже в Александрии был найден храм посвященный Баст.. Именно богиня стала символом заботы о кошках. Почти у каждого египтянина была кошка, за которой ухаживали как за самым дорогим существом.

    Бастет имеет очень дуалистичную натуру, она может быть и воинственной, храброй, но и нежной, заботливой и мягкой. Она является олицетворением женского начала. Ведь именно эта богиня почиталась, как защитница всех женщин, детей и кошек. К ней можно было обратиться с любой просьбой, также ее роль очень велика как хранительницы очага. Именно поэтому Бастет стала столь важна, как многогранный образ, для всего Древнего Египта.

    На праздниках в честь Баст было много народа и всегда было очень весело. Праздники сопровождали звуки музыки и танцев. Но и не забывали о религиозных ритуалах. В такие дни  Бастет просили вылечить домашних кошек.

     Во время ежегодных празднеств статую богини выносили из храма и торжественно перевозили вдоль берегов Нила.

    Бастет олицетворяет величие, женскую красоту, грацию, доброту, радость, веселье и любовь. В тоже время она является защитницей и может проявить огромную силу. Именно сочетание данных качеств смогло поставить Бастет в ряд самых величественных египетских Богов. Такой образ является очень привлекательным, особенно для женщин.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *