Куры Московская черная

Куры Московская черная

Один из способов классификации домашних кур — по окрасу оперения. На продуктивность птицы этот параметр напрямую не влияет, но он может указать на предков конкретной породы. Отсюда заводчик получает информацию о примерном количестве яиц и мяса. К тому же цвет перьев интересен птицеводам, которые следят за декоративностью своего поголовья. Курица черная — одна из привлекательных разновидностей дворовой птицы.

Описание пород

Куры черные — не редкое явление. Такой окрас перьевого покрова встречается у многих домашних разновидностей и подвидов. Ко второй категории относятся:

  • голошейная;
  • азербайджанская;
  • карликовый леггорн;
  • орпингтон;
  • орловская и пр.

Ряд куриных пород предполагает исключительно черный окрас, что объясняется повышенным содержанием меланина в организме. Птицы с отличающимся оперением выбраковываются.

К числу самостоятельных пород черных кур относят:

  • московскую черную;
  • русскую черную бородатую;
  • панциревскую;
  • браму темную;
  • а также юрловскую голосистую.

Аям Цемани

В природе существует одна уникальная куриная порода — Аям Цемани. Её особенность — полностью угольное тело, включая клюв, глаза, мясо, кости, кожу и другие элементы туловища и внутренностей. Не черная у курицы только кровь, хотя и она нетипично темного красного оттенка. Птица родом из Индонезии прибыла в Европу всего 20 лет назад. Куры мелкие по комплекции: взрослый петух весит не больше 1,8 кг, несушка — 1,2 кг. Яйценоскость — около 100 яиц с темной скорлупой в год, масса одной штуки — порядка 50 г.

По отзывам, найти оригинальный молодняк для разведения в РФ сложно. Гарантии породистости птенцов — минимальны. Фермеры рассказывают, что куры хорошо летают. Этот аспект важно учитывать при обустройстве места для выгула. Птица плохо идет на контакт с людьми. Зимой поголовью потребуется дополнительное хорошее утепление, потому что куры теплолюбивы.

Московская порода

Московские черные куры — добротный вид с набором достоинств:

  1. Тяжелое тело. Курица весит до 2,7 кг, петух — до 3,7 кг.
  2. Высокие вкусовые качества мяса. Структура продукта нежная, волокнистая и сочная.
  3. Высокая яйценоскость. Среднегодовой показатель — 180 яиц. Чем крупнее самка, тем меньше яиц она несет.
  4. Несушки отличаются интенсивным созреванием. Первое яйцо заводчик получает к концу 5-го мес.

Московские

Представители этой породы нетребовательны к условиям выращивания, не перебирают едой. Они обладают хорошим иммунитетом. Куры черные московские не склонны к конфликтам, уживчивы в общем птичнике, не боятся шума. Эти причины сделали породу востребованной среди отечественных фермеров.

Внимание! Несушки не садятся на яйца. Для получения породистого молодняка необходим инкубатор.

Внешние данные у чернушки тоже на высоте:

  • габариты тела небольшие, корпус вытянут;
  • спина широкая;
  • шея массивная и короткая, ее увенчивает пышная грива из перьев;
  • гребень прямостоячий;
  • клюв черный;
  • ноги кур имеют тот же цвет, а у петушков — темно-серые.

Внимание! Не ждите чисто черного оперения: у несушки грудь отливает медным оттенком, у самца есть примесь охры и изумрудного цвета.

Барская порода

Это второе имя русских черных бородатых кур. Оригинальная птица выводилась в 90-х. Цель — получение высокопродуктивной мясо-яичной породы. Сегодня её чаще содержат в декоративных целях. Описание разновидности:

Черные бородатые

  • корпус небольшой, спина широкая;
  • голова крупная, глаза тоже;
  • клюв короткий и толстый;
  • гребень средний, слабо разделенный на зубцы;
  • имеет характерную длинную бороду из перьев.

Внимание! Массивная борода хорошо видна на фото. Похожее отвисающее образование есть в районе хвоста.

Русские бородатые куры нормально адаптируются к прохладному климату РФ. Птица морозостойка, поэтому не нуждается в усиленном утеплении курятника. А вот о просторном месте для выгула обязательно позаботьтесь. Этой породе необходимо ощущение свободы. В птичнике барские куры ведут себя спокойно, неагрессивно. Продуктивность:

  1. Самка достигает 3,5 кг, взрослый петух вырастает до 4,5 кг.
  2. Максимум яйцекладки — 220 яиц в сезон. Для этого несушкам необходимы сбалансированное питание и полноценные условия для жизни. Яйца некрупные.

Другие породы с угольным оперением

Петушки панциревской разновидности выглядят эталонно: с мощными ногами, глубокой грудью, размашистым и длинным хвостом, большим прямостоячим гребнем. Куры менее приметны: у них маленькая голова и большие крылья. Птицы хорошо адаптируются в другом климате, миролюбивы и стрессоустойчивы. Молодняк у породы выносливый, яйценоскость отличная — 250 яиц/год. Самцы весят до 3,6 кг, самки — до 2,7 кг. Мясо имеет ярко выраженный куриный вкус.

Панциревская

Куры брама темная продуктивны и декоративны одновременно. Со стороны их легко отличить по размеренной и величавой походке, спокойному нраву. Черные перья отливают серебром или зеленью. Оперение пышное. Петухи вырастают до 4,7 кг, несушки чуть легче. За сезон сносят до 170 яиц.

Юрловская голосистая — одна из старейших куриных разновидностей. Относится к мясо-яичному направлению. Птица давно акклиматизировалась в РФ. У кур вытянутая осанка, но корпус развитый, мощный, хвост напоминает беличий. На голове есть сильно выраженные надбровные дуги, за счет чего куры смотрятся сурово. На оперении встречаются темно-коричневые участки. Яичная продуктивность — порядка 170 штук за сезон. Яйца крупные, массой больше 85 г. Выживаемость цыплят — около 90%. Несушки и петушки весят 4 и 4,5 кг соответственно. Мясо обладает отменными вкусовыми характеристиками. Эта разновидность агрессивна и требовательна к условиям содержания.

Сегодня на частных фермах выращивают несколько кур черных пород. Как правило, птицы мало отличаются от собратьев в том, что касается условий разведения и особенностей кормления.

Сказка Антония Погорельского всегда достойна почестей, но в этом году ей к тому же исполнилось сто девяносто лет. Скорее всего, она не была «первой русской литературной сказкой» (даже выговорить нелегко), но это мало что меняет. Она давно стала символом — загадочным, как русская душа, и глубоко романтическим, как немецкая.

Иллюстрация Роберта Авотина (Просвещение, 1989) Иллюстрация Анастасии Архиповой (Детская литература, 1980)

Это очень странная книга. Многие из ее странностей видны сразу, это, в сущности, первое, что захватывает читателя. Сказка совсем из другого времени, даже, кажется, места. Сказка, написанная очень церемонным языком — теперь она звучит как иностранная, переводная. Сказка, наполненная необычными, волнующими образами, атмосферой. Кроме этих, явных, есть и другие удивительности.

Первая — спорное «первенство». Заглянем в разные сборники, там за право назваться первыми литературными начнут спорить, ну, скажем, сказки Карамзина. Это лишний раз подтверждает — не надо верить стереотипам. А еще — будучи непривычным, необычным, можно победить и в других категориях.

Иллюстрация Елены Борисовой (Форкис, 1991)

Иногда книгу называют еще нашей «первой авторской сказкой для детей». Такое обозначение корректнее, так «Черная курица…» может убедить всех без оговорок. Ведь сказки Карамзина, это истории, которые не предназначались специально для детей.

Заговорили об «авторских сказках», перейдем к автору. Он тоже весьма загадочен. Никакой не Погорельский, на самом деле, а Перовский. Учитывая, что еще два-три десятка лет назад писателя называли малоизвестным, а массовая популярность к нему так и не пришла (и не придет), о странном двойничестве и биографии Перовского стоит вспомнить подробнее.

Портрет графа Алексея Перовского (Карл Брюллов , 1835)

Он был внебрачным сыном дворянина Алексея Разумовского, но обстоятельства рождения, похоже, не слишком сказались на его судьбе. В том смысле, что в ней не найдешь жестоких драм или мучительных слез «незаконнорожденного». Погорельский-Перовский жил неярко, но счастливо. Просмотрев главы этой жизни, можно заключить — он ее любил.

Он был талантливым ребенком; отец добился, чтобы отпрыск, который даже не носил его фамилии, стал образованным дворянином. В двадцать лет Перовский переводит на немецкий «Бедную Лизу» Карамзина, потом служит коллежским асессором в Петербурге, потом ездит по России, потом служит в Москве, а в войну 1812 года становится казачьим офицером. Выдержав, между прочим, жесткую переписку с отцом.

Иллюстрация Владимира Лаповока (Верхне-Волжское КИ, 1984) Иллюстрация Дмитрия Скляра (Микко, 2010)

В следующем году Перовский в Германии, служит уже в уланском полку и назначен адъютантом русского генерал-губернатора Саксонии. В Дрездене Перовский проживет больше двух лет. Здесь, вероятно, он и познакомился с первыми рассказами Гофмана, а позднее сам станет русским Гофманом. Вернувшись в Россию, попробует себя в литературе. Еще возьмется за воспитание племянника — будущего писателя Алексея Константиновича Толстого.

Две линии — литературные опыты и воспитание племянника — соединятся в «первой авторской сказке», ведь воспитаннику Перовский ее скорее всего и предназначил. Добавим линию третью — заграничное влияние. Первые истории Перовского были с явным романтическим, гофмановским оттенком. Может быть, кроме «Лафертовской маковницы», обрадовавшей Пушкина. Но «презабавная сказка» (так назвал ее Жуковский) про черную курицу — не исключение.

Иллюстрация Юрия Лышко (Детская литература, 1975)

Почему же Погорельский? Погорельцы — наследное имение Перовского, где он жил с сестрой и племянником. Это название он использовал для псевдонима. Первыми публикациями стали сборник из трех новелл «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) история-отрывок «Посетитель магика» (1829) и сказка «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

Писал Погорельский, к сожалению, мало, медленно, больше того — в поздние годы относился к архиву беспечно. Настолько, что это стало сюжетом анекдота-легенды. Говорили, управляющий его имением извел бумаги барина на котлеты «в папильотках». «Черную курицу…», однако, на котлеты не пустили, к тому времени она была благополучно издана и любима.

Иллюстрация Ирины Чеверевой (Детская литература, 1981)

Теперь подойдем к самой главной, может быть, тайне. Нет, она не связана с масонами, хотя отец Погорельского был из них, и в сказку наверняка что-нибудь попало, чему и посвящена статья Николая Подосокорского. Сейчас важнее, что «Черную курицу…» толком не иллюстрировали долгие сто лет с момента ее появления.

Отсутствие интереса в послереволюционные годы объяснить легко, но почему книгу пропустили мирискусники — загадка. И все же до революции картинки встречались; одна, по крайней мере, есть в выложенном в сеть экземпляре ГПИБ. Исследователю может быть приятно, что хоть что-то нашлось, однако зритель вправе заключить — без такой картинки вполне можно было и обойтись.

Иллюстрация Александра Храмцова (Эксмо, 2016)

С мирискусниками, впрочем, связан почти детективный сюжет. Да, они пропустили сказку до революции, но вот после картинки к ней сделал сам Александр Бенуа. Впрочем, они так и не были опубликованы. Дело было в 1922 году. Яков Мексин — чрезвычайно интересная фигура, настоящий подвижник книжного дела, в недалеком будущем организатор выставок советской детской книги за рубежом и зарубежной в СССР — организовал издательство «Остров». К работе он мечтал привлечь любимого художника — Александра Бенуа. Ему он предложил проиллюстрировать сказку о черной курице. Бенуа работал дольше намеченного, за это время «Остров» успел закрыться, однако Мексин не оставлял надежды выпустить сказку в Госиздате. Однако и здесь она так и не была выпущена — сначала посчитали, что книга будет слишком дорогой, а текст можно издать только с купюрами. А после долгих колебаний решили вовсе не публиковать. Рисунки, сделанные Бенуа, ныне хранятся в отделе графики музея изобразительных искусств им. Пушкина. (Об это см.: Книга: Исследования и материалы. Москва: ТЕРРА, 1998.)

Иллюстрация Александра Бенуа, 1922

Полноценный набор картинок, «пригодных к публикации», появился лишь в издании военного периода, в 1943 году. Сделал их Николай Пискарев. Это ординарные, хотя и мастеровитые черно-белые иллюстрации в стилистике воцарявшегося соцреализма. Они, откровенно говоря, скучны. Вероятно, время не располагало к чему-то более занимательному, да и сама книга выглядит неестественно в той ситуации и действительности. Другое дело, что она важна как свидетельство — несмотря ни на что, о детях не забывали, делали книги для них.

Иллюстрация Николая Пискарева (Детгиз, 1943)

Настоящая визуальная жизнь «Черной курицы…» начнется во времена «оттепели» и «застоя». Как следует книгу вспомнили, благодаря усилиям Ивана Халтурина — редактора, библиографа, историка детской литературы, друга Чуковского и Маршака, подготовившего к печати сказки Погорельского и Одоевского. Несколько изданий «Черной курицы…» сопровождала его статья «Об этой книге». Маленькому читателю рассказывали, откуда сказка взялась, кем был ее автор и — без этого в те годы никуда — чему она учит. Еще упоминается, что сказку очень любил Лев Толстой: скорее всего, с этим тоже проще было вернуть ее читателю.

Рисунки Владимира Минаева, сопровождавшие одно из первых изданий с текстом Халтурина — «соцреализм» уже оттепельный, сильно затронутый импровизационностью. И все же это не слишком интересные картинки, словно бы еще не пробудившиеся.

Иллюстрация Владимира Минаева (Детгиз, 1962)

Зримую сказочность сказка по-настоящему обрела, когда иллюстрации к ней сделала Ника Гольц. До нее цветных картинок в изданиях «Черной курицы…» просто не было. Больше того, Ника Георгиевна бралась за сказку дважды (в1968 и 1987 годах), и, несмотря на сильное сходство, это разные серии иллюстраций.

Иллюстрация Ники Гольц (Советская Россия, 1968)

При этом обе — очень нежные. У Ники Гольц как иллюстратора было два лица, две манеры. Первая — мягкая, игровая, даже игривая; вторая — острая и колкая, чем-то напоминающая о кубизме. Эта вторая манера позволяла, среди прочего, продемонстрировать отточенность рисунка (в таких работах она фактически безупречна), и, может быть, лучше подходила для романтических сказок с будоражащей атмосферой (например, гофмановских). Зато первая превращала историю в по-настоящему нежную сказку. Так вот, повторимся, две «Черные курицы…» Ники Гольц — именно такие, большей частью нежно-праздничные, даже уютные, и лишь местами — сумрачно-призрачные.

Иллюстрация Ники Гольц (Советская Россия, 1968) Иллюстрация Ники Гольц (Советская Россия, 1968)

Первая версия, при некоторых неровностях, энергичнее — может быть, как раз из-за перепадов. Вот мощная кухарка с ножом, она будто сошла с плакатов двадцатых. А вот подземные жители — словно сбежали из мультфильма. Вторая же, поздняя версия, увереннее, целостнее, сделана изящней, рукой абсолютно состоявшегося мастера.

Иллюстрация Ники Гольц (Советская Россия, 1987) Иллюстрация Ники Гольц (Советская Россия, 1987)

В том же году, когда была сделана первая работа Гольц, выходит диафильм с картинками Эрика Беньяминсона — художника, сделавшего не так уж много книг, зато много «диапозитивных фильмов». История сокращена, как того требовал формат издания, дана в переработке Александры Любарской. Яркие «мультипликационные» иллюстрации продолжают линию уютной сказки, и в самом деле могли бы стать высококлассным рисованным фильмом.

Кадр из диафильма «Черная курица, или Подземные жители» (1968), художник Эрик Беньяминсон

Следующая глава истории — настоящий апофеоз «Черной курицы…» Через пять лет после Ники Гольц за сказку взялся Виктор Пивоваров. Книга с его картинками после долго не переиздавалась, стала легендой, и заслуженно.

Иллюстрация Виктора Пивоварова (Детская литература, 1973) Иллюстрация Виктора Пивоварова (Детская литература, 1973)

Все помнят слова художника о том, что в книгу надо «войти», но давайте-ка признаем, что во многие книги с его рисунками не войти просто невозможно, они утягивают, вовлекают, как особые завораживающие пространства. Его «Черная курица…» как раз такая. Яркая (особенно хорошо это видно в переиздании), но нигде не кричащая, ирреально-сновидческая, и одновременно четкая, строгая, подробная. Здесь многое родственно книге про Оле-Лукойе, которую Пивоваров иллюстрировал чуть раньше. Там он, по собственным словам, соединил Андерсена и Босха, и здесь предпринял что-то похожее. И сказку про Оле-Лукойе, и «Черную курицу…» художник слышал еще в детстве по радио.

Иллюстрация Виктора Пивоварова (Детская литература, 1973) Иллюстрация Виктора Пивоварова (Детская литература, 1973)

«Не психологическая коллизия непоправимости поступка, вины и наказания интересовала меня <…> а параллельное существование двух миров, мира видимого и мира тайного, подпольного, в миллион раз прекраснейшего, чем первый…» (Виктор Пивоваров. Влюбленный агент. Москва: Артгид, 2016.)

Иллюстрация Виктора Пивоварова (Детская литература, 1973) Иллюстрация Виктора Пивоварова (Детская литература, 1973) Иллюстрация Виктора Пивоварова (Детская литература, 1973)

В 1975 году выходит кукольный мультфильм по мотивам сказки. Действие спрямлено, упрощено, акцент смещен в сторону назидательности, но отметим чарующий голос Зиновия Гердта и хорошую музыку.

Кадр из мультипликационного фильма «Черная курица», режиссер Юрий Трофимов, 1975 Кадр из мультипликационного фильма «Черная курица», режиссер Юрий Трофимов, 1975

Чуть позже, в 1980 году, выходит художественный фильм, поставленный Виктором Гресем. Атмосфера здесь принципиально иная, смутная и дремотная; сама история — как будто в противовес мультфильму — усложнена, введено много дополнительных образов и героев. Иногда кажется, что все без исключения — участники заговора, у этой тайны много слоев, и мечтателю-Алеше с тревожным взглядом никогда из нее не выпутаться. Если рассуждать о двоемирии, то в этом кино загадочный нездешний мир без сомнения побеждает.

Альберт Филозов — актер с «отрешенным», по(ту)сторонним лицом — играет разом и Чернушку, и учителя-немца. Само появление Филозова, скорее всего, напоминало о советском триллере «Дикая охота короля Стаха», в котором он снялся годом ранее, а значит, вносило еще больше таинственности. Венчала все музыка Олега Каравайчука — востребованного, но более чем необъяснимого советского кинокомпозитора. Трубный «рыцарский зов» будет повторен через несколько лет в другом фильме Греся — «Новые приключения янки при дворе короля Артура».

Кадр из фильма «Черная курица, или Подземные жители», режиссер Виктор Гресь, 1980 Кадр из фильма «Черная курица, или Подземные жители», режиссер Виктор Гресь, 1980

В 1984 году сказка выходит с иллюстрациями Георгия Юдина. Сам художник называет сказку любимой. До сих пор эта его работа считается одной из лучших, она даже на русском выходила несколько раз, кроме того, сразу же была выпущена на иностранных языках — существуют, по меньшей мере, английская и португальская версии.

Иллюстрация Георгия Юдина (Радуга, 1984) Иллюстрация Георгия Юдина (Радуга, 1984)

Линия странности и двоемирия, начатая Пивоваровым, видна и здесь, но, конечно, иллюстрации Юдина совсем другие. Есть схожие приемы и, видимо, цели, а все-таки решения разные. Скажем, некоторые иллюстрации у Пивоварова были черно-белыми, что лишь сильнее подчеркивало использование цвета в других. Юдин тоже использует монохромность, но постепенно вводит цвет, обозначая «градус» чудесности: там, где появляется волшебство, появляются и краски, и с каждым разом их больше. После, когда Алеша возвращается в реальность обыденную, краски угасают.

Иллюстрация Георгия Юдина (Радуга, 1984) Иллюстрация Георгия Юдина (Радуга, 1984) Иллюстрация Георгия Юдина (Радуга, 1984)

В середине 1980-х вышел большой сборник русских сказок с иллюстрациями Бориса Дехтерева. Среди прочего в этой книге опубликовали и сочинение Погорельского.

Иллюстрация Бориса Дехтерёва (Детская литература, 1985) Иллюстрация Бориса Дехтерёва (Детская литература, 1985)

Работы Дехтерева — реалистические (местами почти фотографические), лишены даже намека на формальный эксперимент, очень яркие. В этой, уже довольно поздней, книге Дехтерев по-прежнему выступает как своего рода классицист, три десятка лет возглавлявший художественную редакцию Детгиза и выучивший многих мастеров.

Иллюстрация Бориса Дехтерёва (Детская литература, 1985)

Это напоминание не только о старой сказке, но и о том — довольно долгом — времени, когда кроме строгого реализма в иллюстрации было мало что возможно, но сам этот реализм мог быть торжествующим, королевским, сияющим.

Иллюстрация Бориса Дехтерёва (Детская литература, 1985)

В конце десятилетия (1989) вышла еще одна версия, которую стоит назвать «реалистической», но реализм тут совершенно иной. Художник Алексей Рейпольский — акварелист, станковист, автор иллюстраций к книгам «Синяя борода», «Спящая красавица», «Золушка», «Ашик-Кериб» — создал по-настоящему петербургскую историю, где все зыбко, пронизано особенным воздухом и словно застыло на грани чудесного.

Иллюстрация Алексея Рейпольского (Художник РСФСР, 1989)

Преобладают действительные, а не фантастические ситуации, но всякий раз чувствуешь — завеса вот-вот приоткроется.

Иллюстрация Алексея Рейпольского (Художник РСФСР, 1989) Иллюстрация Алексея Рейпольского (Художник РСФСР, 1989)

В конце можно найти статью «О художнике этой книги», и это сигнализирует — объяснять, что же такое «Черная курица…», уже не так необходимо, сказка выкарабкалась из безвестности. В статье сказано, что художник объединил две темы — сказку и Петербург. Но можно сказать, что тема одна. Петербург и есть сказка.

Иллюстрация Алексея Рейпольского (Художник РСФСР, 1989) Иллюстрация Алексея Рейпольского (Художник РСФСР, 1989) Иллюстрация Алексея Рейпольского (Художник РСФСР, 1989)

В начале девяностых «Черная курица…» дала название целой группе новых детских писателей. Пусть эта группа быстро распалась, зато успела опубликовать манифест. До сих пор это единственное наше сообщество детских писателей с манифестом, такого не было даже в редакции Маршака. Разлетевшись в разные стороны, его участники будто сохранили единство, эта та формация авторов, которая сделала очень много, сделала успешно, больше того, делает до сих пор. Один них — Тим Собакин — стал главным редактором журнала «Трамвай», а это издание без ложной скромности можно считать явлением поколенческим. До сих пор очень многие мамы и папы (а тогдашние дети) опознают друг друга вот так: «А у тебя был «Трамвай»? И у меня был».

Мы проделали большой путь и почти добрались до конца. Наступает время, когда «Черная курица…» превращается в дорогой и возвышенный праздник. Это 2003 год, иллюстрации делает Геннадий Спирин, причем книжка с его картинками первоначально вышла в Америке, где художник работал и работает до сих пор (оформляя, к примеру, детские книги Мадонны).

Иллюстрация Геннадия Спирина (Simply Read Books, 2003)

Много абзацев назад мы сокрушались, что сказку в свое время пропустили мирискусники. Что ж, век спустя Спирин попытался это исправить. Его версия — новый повод задуматься о реализме, на этот раз с приставкой «гипер-«, так скрупулезно художник воспроизводит фактуру действительности. Еще — и это очень важно — на каждую страницу и разворот словно плеснули из рога изобилия: орнаменты, виньетки, рисунки на полях, сияние, сверкание и прочая роскошь. Так что к словам «реализм» и «гипер» прибавим моднее слово «лакшери». Лакшери-гипер-реализм — что-то в этом духе.

Иллюстрация Геннадия Спирина (Simply Read Books, 2003) Иллюстрация Геннадия Спирина (Simply Read Books, 2003)

Мирискусники тоже делали книги ослепительные, скорее для родителей. И книгу Спирина в первую очередь оценят разборчивые взрослые. Обратим внимание: на обложке сказка теперь названа «знаменитой», она окончательно вернулась к читателю, стала золотой классикой.

Иллюстрация Геннадия Спирина (Simply Read Books, 2003) Иллюстрация Геннадия Спирина (Simply Read Books, 2003) Иллюстрация Геннадия Спирина (Simply Read Books, 2003) Иллюстрация Геннадия Спирина (Simply Read Books, 2003)

Но это еще не самый конец. Спустя три года Михаил Бычков рисует новую «Черную курицу…», причем первое издание вышло в Корее. Эта книга — уход в сторону условности, но не окончательный. Есть наивистская простота, игрушечность, что-то бутафорское с театральным отзвуком мистицизма. Одновременно здесь очень много искусности и художнической дотошности. По словам самого Бычкова, необходимо детальное изучение среды и времени, в котором разворачивается действие. Художник уверяет, что даже установил породу черной курицы — лангшан.

Иллюстрация Михаила Бычкова (Дрофа, 2006) Иллюстрация Михаила Бычкова (Дрофа, 2006)

«А как был одет учитель в пансионе? Как были одеты ученики? Была униформа. Каков был ее дизайн? Каковы были интерьеры дома? <…> Я изучаю в музеях, каталогах живописи, альбомах XVIII век и рисую иллюстрации, свободные художественно, по форме, но костюмы, детали быта и обстановки, даже атмосфера пансиона (может быть, это главное!) — дают представление об этой эпохе» (Михаил Бычков. Иллюстрации и книги. Москва, Санкт-Петербург: Речь, 2017).

Иллюстрация Михаила Бычкова (Дрофа, 2006) Иллюстрация Михаила Бычкова (Дрофа, 2006)

Приглядевшись, увидим — у Алеши коса, словно у Павла I, «русского Гамлета». И сам Алеша здесь словно Гамлет. Он часто удручен, да что там, часто плачет, плачет и плачет. Настоящий романтический герой с уклоном в сентиментальность. Одновременно художник словно играет с нами, показывая вечно рыдающего мальчика. Может быть, как раз такая работа — соединившая игру и серьезность, эксперимент и тщательную выверенность, сказочную наивность и сказочную мудрость — самое достойное завершение нашего пути.

Иллюстрация Михаила Бычкова (Дрофа, 2006) Иллюстрация Михаила Бычкова (Дрофа, 2006)

Сказку Погорельского рисовали очень много раз, и в этом тексте рассказано лишь о нескольких эпизодах. «За кадром» осталось немало имен и работ, известных и почти неизвестных — ведь историю о черной курице публиковали и публиковали, в том числе в региональных издательствах. Новые книги с новыми картинками выходят и сегодня, и на этом никто не остановится — сказка, несмотря на свой старомодный церемонный язык, из моды не выйдет. В наши дни она уже хорошо знакома читателям, стала куда более популярной, чем ее автор, но при этом осталась чудесным, хрупким и вечно загадочным созданием. И огромным искушением, вызовом для художника. Такой будет и впредь.

Кирилл Захаров

0 2055 Рейтинг статьи Кира Столетова

Пород кур много, поэтому их классифицируют по таким признакам, как цена, количество яиц в год, масса, приспособленность к климату молодняка и взрослых птиц. Внешние признаки тоже важны: оперение, окрас яиц, форма гребня, внешний вид цыплят. Все эти особенности помогли разделить породы кур на мясные, мясо-яичные, яичные, декоративные и бойцовские. Породы черных кур пользуются не меньшей популярностью, чем белые или пестрые. Каждая порода имеет свои особенности и свои недостатки. Чтобы понять, чем отличаются черные и белые куры и какая порода выгоднее, нужно знать о самых мелких особенностях отличительных черт.

Породы черных кур

На сегодняшний день существует около 700 пород кур и их самых разных гибридов. В России в среднем встречается около 100 пород разных окрасов, групп и размеров. Каждый год некоторые разновидности исчезают. Из-за того что домашнее хозяйство уходит на второй план, ферм и птицеферм становится меньше. В городе ненатуральные и бройлерные продукты начинают доминировать.

Московская черная порода кур

Московская черная курочка имеет крупный вес, дает вкусное мясо, у нее высокий уровень яйценоскости.

Молодняк здоровый и неприхотливый к условиям содержания и кормления.

Интересно, что у представителей этой породы есть родственники — Московские белые курочки, которых вывели в середине 60-х г со схожими характеристиками.

Сама по себе порода тихая и устойчивая к различным стрессам. Дает много яиц в год, в результате на выходе можно получить много вкусного куриного мяса. Порода универсальна, неприхотлива, и это является главной причиной, почему фермеры содержат именно ее.

Внешний вид у пернатых очень элегантный и декоративный. Московская черная имеет такие характеристики:

  1. Размер небольшой, с широкой спиной и вытянутым телом.
  2. Пышная черная грива на толстой, но короткой шее. Клюв черный крупный, большие глаза охристого цвета. Гребень не падает, четко разделены зубцы.
  3. Ноги не короткие, преобладают темно-серые оттенки у петухов, но черные — у кур.
  4. Крылья некрупные, обильно покрытые оперением.
  5. Окрас самочек чисто-черный, с переливающимся медным оперением на шее. У самцов охристые оттенки преобладают в верхней части тела и на крыльях. Изумрудным цветом переливаются в нижней части живота и груди.

Характер у птиц адекватный, они приживаются в любой местности, неприхотливы. Нестись начинают рано: с 5 месяцев. В год дают 180 яиц светло-коричневого окраса. Инстинкта у куриц высиживать самостоятельно яйца нет, поэтому, если разводить и дальше эту породу, понадобится хотя бы один инкубатор.

Живая масса курицы — до 2,7 кг, петухи весят на 1 кг больше: 3,7 кг. Мясо сочное и намного лучше, чем у обычной домашней птицы. Для увеличения стада берут птиц не самых тяжелых, иначе падает яйценоскость. Брать кур нужно некрупного размера, чтобы увеличивалась масса в процессе высиживания.

Панциревская порода кур

Порода панциревская была выведена в 1960 году. Имеет рекордно высокую яйценоскость и большую массу. Распространена в восточной Европе. Её относят к самым почитаемым по своим качествам и особенностям.

Внешний вид таких кур ничем особым не отличается. У них черное оперение, красивый прямостоячий гребень, короткая шея с маленькой головой и развитыми крыльями. Петухи выглядят как настоящие красавцы: длинный крупный хвост, мощные ноги, глубокая развитая грудь и красивый гребень с разделенными зубцами.

Птицы тихие, но выносливые. Быстро акклиматизируются, чувствуют себя комфортно на любой восточной территории. Очень аккуратные и легко уживаются с другими домашними птицами. Яйценоскость одна из самых высоких: 250 яиц в год. Пернатые дают такой же выносливый молодняк. Мясо и яйца имеют насыщенный, но нежный вкус.

Порода Русская черная бородатая

Русская черная бородатая порода, которая еще называется барской, имеет необычный окрас и внешний вид. Была выведена в конце ХХ столетия. Отличается высоким уровнем яйценоскости, имеет вкусное мясо, но сейчас все чаще стала разводиться как декоративная порода.

Внешний вид кур отличается от обычных пород. Голова крупная, с маленьким, но толстым клювом. Хвост серо-черного цвета и имеет небольшой изгиб. Глаза крупные с коричневой радужкой. Гребень среднего размера, без ярко выраженных зубцов. Сережки длинные, как и борода в виде дуги. Она очень тяжелая и заканчивается на середине шеи. Хвост красивый, немного зачёсанный, как и на шее. Само тельце небольшое, но с широкой спиной. Курицы похожи по внешнему виду на петухов, но выглядят женственнее.

Особенность такой породы чёрных кур, как Русская бородатая, заключается в том, что она очень легко приспосабливается к любому климату, особенно к такому холодному, как в России. Благодаря морозостойкости этих птиц, можно не сильно утеплять курятник. Выгул должен быть постоянным: это свободолюбивые птицы, им нужно много пространства.

Питомцы легко уживаются с представителями других пород и даже видов, они неагрессивные, спокойные, миролюбивые. В год дают до 220 яиц, но все зависит от правильного питания и содержания. Яйца среднего размера, светло-коричневые.

Недостатки у этих кур тоже есть: цыплят лучше разводить весной, так как они долго оперяются и могут просто замерзнуть. Организм молодняка уязвим, поэтому нужно следить за питанием и соблюдать все правила содержания.

Куры породы Брама Тёмная

Порода Брама Тёмная — одна из самых красивых представительниц своего вида, относящаяся к мясной и декоративной группам продуктивности. Выведена была в 1875 году. Раньше эта порода отличалась более крупным размером и высоким уровнем яйценоскости. Сейчас из-за многих селекций куры потеряли былую продуктивность, поэтому в качестве бройлерных уже не используются. Они стали более декоративными и украшают хозяйские дворы.

Особенность этих кур заключается в том, что они все делают по-царски. Ходят плавно, спокойно. Это очень уравновешенные птицы. Неприхотливы, уживаются с любыми птицами. Яйценоскость у них невысокая: 170 яиц в год. Средняя масса птиц — до 4,7 кг. Петухи крупнее самочек.

Брама Тёмная неприхотлива к прикорму, долгих выгулов не требует, хорошо несется зимой и украшает хозяйский двор.

Внешний вид кур породы Брама Тёмная по-настоящему царский. Курочка отличается от петуха внешним видом: у неё круглый лоб, широко открытая грудь, крепкий желтоватый клюв, длинная шея, но маленькие глаза, вверх смотрящий хвост и длинные сильные ноги, покрытые перьями. Оперение пышное, серого цвета, но не очень густое. Этим порода отличается от других. У петухов окрас и строение тела похоже на присущее курочкам, но спина и плечи серебристые. Все остальное тело покрыто черным оперением с зеленым оттенком. Именно поэтому такая порода покупается чаще всего и пользуется большой популярностью среди птицеводов.

Порода кур Аям Чемани

Самая известная черная порода кур. Относится к редким и декоративным породам. Главное отличие от любого другого вида кур — их внутренние орган и кости тоже черные, как и кожа, оперение, клюв и гребень. Аям Чемани выведены в Индонезии, а название породы переводится как «черная курица». Уровень яйценоскости средний, но мясо очень вкусное. Из-за своего декоративного вида порода относится к числу редких, покупка цыплят обойдется в 200-300 долларов в Индонезии. На территории других стран цена может подняться в 10 раз.

Внешний вид птиц уникален. Они полностью черного цвета. Их клюв, крылья, гребешок, мясо, кожа и даже кости черные.

Аям чемани миниатюрны по размеру. Петух может весить до 3 кг. Яйценоскость невысокая, до 100 яиц в год весом в 50 г каждое. Птицы неприхотливые, ценятся за свой внешний вид и вкусовые свойства. Порода редкая, но оригинальная. Именно поэтому все чаще фермеры начинают покупать и разводить породу Аям Чемани.

Юрловская голосистая порода кур

Юрловская голосистая — порода, входящая в список самых старых. Выведена в центральной части России более 2 веков назад. Птички могут нести яйца и давать мясо. Какие породы скрещивались, неизвестно, но предполагают, что в их число входила бойцовская. На это намекает внешний вид Юрловской голосистой: вытянутая осанка и сильно развитые надбровные дуги. Птица выглядит сурово и воинственно.

Главным достоинством породы Юрловская голосистая является ее живая масса и размеры яиц. Яйценоскость в год средняя: 170 штук. Одно яйцо весит больше 85 г, окрас темно-коричневый. Масса птиц — от 4 до 4,5 кг. Цыплята хорошо вылупляются, при хорошем питании и уходе 90% достигает зрелого возраста. Мясо птиц очень сочное и вкусное.

Их особенность — это мощное, крепкое тело и хвост, похожий на беличий. Длинная шея, небольшая голова, у петухов — приподнятое и округлое тело. Надбровные дуги, которые сильно развиты, придают суровый вид. Оперение может быть черным с темно-коричневыми вкраплениями.

В содержании данные пернатые более прихотливы по сравнению с вышеперечисленными породами. Юрловская голосистая — агрессивная и нестабильная птица. Лучше отвести ей отдельный курятник, с просторной территорией для выгула. Такая пернатая плохо уживается с другими птицами из-за своего своеобразного характера. Представители разновидности свободолюбивые, шустрые и активные по своему нраву.

В мире множество разнообразных пород, все они в чем-то отличны, а в чем-то схожи. Каждый фермер, подбирая ту или иную породу кур, будет отталкиваться не только от ее внешнего вида, но и от того, к какой группе продуктивности относится порода, какой у нее уровень яйценоскости, живая масса, как крылатые уживаются с другими птицами. Как разводить ту или иную птицу, какие условия содержания нужны, чем кормить и какие добавки давать.

Нужно учитывать климат, в котором будет проживать особь, как она к нему акклиматизирована, каково ее самочувствие и настроение. Все эти породы разные, но по-своему уникальные. Для кого-то главным остается продуктивность куриц, а для кого-то — декоративность, украшение двора. На какой породе остановить свой выбор, зависит исключительно от личных предпочтений.

Московская черная порода кур относится к самым распространенным породам, разводящимся в мелких подворьях. Эти курочки с одной стороны неприхотливы к условиям содержания, а с другой стороны демонстрируют потрясающие показатели в плане мясной и яичной продуктивности.

Характеристика породы

Московские черные курочки великолепны и как несушки, и как поставщики дивного диетического мяса. Получена была данная порода в результате скрещивания Леггорнов с Юрловскими курами и Нью-Гемпширами. Первые наделили ее высокой яйценоскостью, вторые — завидной жизнеспособностью и громким голосом, а третьи — крупным телом.

Общие внешние признаки

Если говорить об общих экстерьерных признаках, то можно отметить, что Московской черной породе кур свойственны:

  • Широкая голова с листовидным прямостоячим гребнем;
  • Черный среднеразмерный клюв изогнутой формы;
  • Выпуклые глаза оранжевого цвета;
  • Мочки либо красного, либо белого цвета;
  • Умеренно длинная шея;
  • Выпуклая и широкая грудь;
  • Развитая, прямая и длинная спина;
  • Среднеразмерные и широко поставленные ноги;
  • Великолепно развитые хвост и крылья.

Московские черные куры — фото


Что касается цвета оперения, то оно у породистой курицы может быть только черным. При этом курочку может украшать золотистого цвета грива, а петушки могут похвастаться золотистыми перьями в районе спины и плеч.

Зоны разведения

Наибольшая концентрация хозяйств, занимающихся племенным разведением кур Московской черной породы, сконцентрировано в Московской области. Хотя самих курочек можно встретить в подворьях по всей территории Российской Федерации.

Продуктивность московских черных кур

Добиться высоких показателей продуктивности от кур породы Московская черная можно при достаточно хорошем уходе. Если соблюсти все условия кормления и содержания, то птички порадуют своего хозяина как великолепным качеством и должным количеством мяса, так и достаточно большим количеством снесенных яиц.

Яйца

Одна несушка Московской черной породы кур может отложить за год до 220 яиц, средняя масса которых составляет 60 граммов. При этом скорлупа будет иметь приятный коричневый окрас. Что касается показателя оплодотворяемости яиц, то он весьма высок и может достигать планки в 90%. При этом из полученного количества яиц может вылупиться порядка 92% цыпляток.

Мясо

Нельзя сказать, что куры Московской черной породы являются рекордсменами в плане мясной продуктивности. И петушки и курочки весьма миниатюрны. Впрочем, для небольших хозяйств вес мужской особи около 3,7 килограмма, а женской — 2,8 килограмма, может являться более чем достаточным.

Особенности разведения

Московские черные курочки славятся своим спокойным и непривередливым характером. Благодаря этому содержать их — одно удовольствие. Достаточно будет обычного стационарного птичника, имеющего выход на улицу, огороженную невысоким заборчиком. Птицы этой породы достаточно стрессоустойчивы, в силу чего спокойно переносят переезд в другую климатическую зону. Для того чтобы несушки приносили нужное количество яиц, необходимо обеспечить их насыщенной минеральными добавками и витаминами пищей, а также сухой подстилкой.

Цыплят можно выводить и в инкубаторных условиях. Единственным дополнительным условием в этом случае является отслеживание правильного положения яйца. От этого зависит формирование в тупой его части кислородного отсека, который дает возможность малышу дышать до процесса вылупления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *