Обучение молодой лошади

Обучение молодой лошади

Дрессировка лошадей относится ко множеству методов, которые учат лошадей выполнять определенные поведения, когда спросили сделать так людьми. Лошади обучены быть управляемыми людьми для повседневного ухода, а также для конных действий от скачек до терапевтической верховой прогулки для людей с ограниченными возможностями.

Исторически, лошади были обучены для войны, сельскохозяйственной работы, спорта и транспорта. Сегодня, большая часть дрессировки лошадей приспособлена к созданию лошадей, полезных для множества развлекательного и спортивного конного преследования. Лошади также обучены для специализированных рабочих мест от работы трюка кино до полиции и действий сдерживания толпы, развлечения цирка и помогшей лошадью психотерапии.

Есть огромное противоречие по различным методам дрессировки лошадей, и даже некоторые слова раньше описывали эти методы. Некоторые методы считают жестокими, другие методы считают более нежными и более гуманными. Однако это выходит за рамки этой статьи, чтобы вдаваться в подробности различной учебной методологии, настолько общие, основные принципы описаны ниже. Видеть также раздел этой статьи обеспечивает связи с более определенной информацией о различных школах и методах дрессировки лошадей.

Цели

Диапазон учебных методов и учебных целей большой, но основные понятия дрессировки животных относятся ко всем формам дрессировки лошадей. Начальная цель большинства типов обучения состоит в том, чтобы создать лошадь, которая безопасна для людей обращаться (при большинстве обстоятельств) и способный выполнить полезную задачу в пользу людей

Несколько определенных соображений и некоторые элементарные знания поведения лошади помогают тренеру лошадей быть эффективными независимо от того, какая школа или дисциплина выбраны:

  • Безопасность главная: Лошади намного более крупные и более сильные, чем люди, так должен преподаваться поведение, которое не ранит людей.
  • Лошади, как другие животные, отличаются по мозговой структуре от людей и таким образом не имеют того же самого типа размышления и рассуждающей способности как люди. Таким образом человек несет ответственность думать о том, как использовать психологию лошади, чтобы привести животное в понимание целей человеческого тренера.
  • Лошади — социальные животные стада и, когда должным образом обработано, могут учиться следовать и уважать человеческого лидера.

У

  • лошадей, как животные добычи, есть врожденная борьба или инстинкт полета, который должен быть адаптирован к потребностям человека. Лошадям нужно преподавать положиться на людей, чтобы определить, когда страх или полет — соответствующий ответ на новые стимулы а не реагировать инстинктивно одни.
  • Как большинство животных, молодая лошадь более легко приспособится к человеческим ожиданиям, чем более старое, столь человеческий уход за лошадью с очень раннего возраста обычно советуется.

Стадии

Независимо от цели обучения большинство лошадей проходит предсказуемую серию шагов на их пути к тому чему «зак» животные для данной дисциплины.

Дрессировка жеребят и младших лошадей

Самые молодые одомашненные лошади обработаны при рождении или в течение первых нескольких дней после жизни, хотя некоторые только обработаны впервые, когда их отнимают от груди от их матерей или дамб. Защитники ухода за жеребятами с рождения иногда используют понятие печатания, чтобы представить жеребенка в течение его первых нескольких дней и недель жизни ко многим действиям, которые они будут видеть в течение их жизней. В течение нескольких часов после рождения отпечатываемый жеребенок будет иметь человеческое прикосновение всем этим, возьмет его ноги и введет его человеческому прикосновению и голосу.

Другие могут оставить жеребенка в покое в течение его первых нескольких часов или дней, утверждая, что более важно позволить жеребенку сближаться с его дамбой. Однако даже люди, которые не защищают отпечатывать часто все еще, придают значение уходу за жеребенком много, в то время как он все еще нянчит и слишком маленький, чтобы легко пересилить человека. Делая так, жеребенок идеально узнает, что люди не будут вредить ему, но также и что людей нужно уважать.

В то время как жеребенок слишком молод, чтобы поехаться, он все еще в состоянии освоить навыки, в которых он будет нуждаться позже в жизни. К концу первого года жеребенка это должен быть повод — сломался, означая, что это позволяет повод, помещенный в его голову, и преподавалось быть во главе с человеком в прогулке и беге, остановиться по команде и стоять связанный.

Молодая лошадь должна быть спокойной для основного ухода, а также ветеринарного ухода, такого как вакцинации и de-worming. Жеребенок нуждается в регулярном уходе о копыте и может преподаваться стоять, беря и урезая его ноги кузнецом. Идеально молодая лошадь должна изучить все основные умения и навыки, включая которые будет требоваться в течение ее жизни: быть пойманным от области, загруженной в трейлер для перевозки лошадей, а не бояться колебания или шумных объектов. Это также может быть выставлено шуму и волнению обычной деятельности человека, включая наблюдение автомашин, слушание радио, и так далее. Более продвинутые навыки, иногда преподававшиеся на первом году, включают обучение принять одеяла, помещенные в него, быть урезанными электрическими садовыми ножницами и быть данными ванну с водой от шланга. Жеребенок может изучить основные голосовые команды для старта и остановки, и иногда будет учиться смело встречать ее ноги для показа в классах структуры или в руке. Если эти задачи будут выполнены, то молодая лошадь будет не бояться вещей, помещенных в ее спину вокруг ее живота или в его рту.

Некоторые люди, ли через философию или просто из-за торопления, не обращаются с жеребятами значительно, в то время как они все еще нянчат, но ждут, пока жеребенка не отнимают от груди от его дамбы, чтобы начать ломку повода и другие задачи обучения лошадь на его первом году. Аргумент в пользу gentling и ломки повода при отнимании от груди — то, что молодая лошадь, в кризисе от того, чтобы быть отделенным от ее дамбы, с большей готовностью сблизится с человеком при отнимании от груди, чем позже в ее жизни.

Иногда задачи основного gentling не выполнены в течение первого года, но продолжаются, когда лошадь — младенец. Младенцы более крупные и более непредсказуемые, чем weanlings, плюс часто легко отвлекаются, частично из-за первых признаков сексуальной зрелости. Однако они также все еще очень впечатлительны, и хотя очень быстрый и проворный, не в их полной взрослой силе.

Более редкий, но весьма распространенный даже в современном мире, практика отъезда молодых лошадей, абсолютно нес рукояткой, пока они не достаточно стары, чтобы поехаться, обычно между возрастом два и четыре, и заканчивающий все измельченное обучение, а также обучение поездке в то же время. Однако ожидание, пока лошадь не полна выращенный, чтобы начать обучение, часто намного более опасно для людей и требует, чтобы значительно больше умения избежало раны.

Измельченное обучение

После того, как молодой лошади преподают вести и другие основные умения и навыки, различные задачи могут быть введены лошади, поскольку это назревает, в то время как это все еще слишком молодо, чтобы поехаться. Некоторые школы обучения делают большую работу с молодыми лошадями в течение их годовалых и двухлетних лет, чтобы подготовить их к поездке, другие просто укрепляют основные уроки, преподававшие лошади как жеребенок, и просто сохраняют лошадь приученной к присутствию людей. Много раз у молодой лошади не было всех необходимых основных умений и навыков описанными выше преподававшего к нему как жеребенок, и его «юные» годы проведены, учась или переучивание основные уроки.

Несколько измельченных методов обучения обычно вводятся молодой лошади некоторое время после того, как это будет год, но до того, чтобы быть поехавшимся. У всех лошадей обычно есть некоторые или вся эта измельченная работа, сделанная до того, чтобы быть поехавшимся, хотя проведенное время может колебаться от часов до месяцев. В то время как жеребенок или младенец могут быть представлены небольшому количеству измельченной работы, кости и суставы молодой лошади довольно мягкие и хрупкие. Так, чтобы предотвратить сустав и рану хряща, интенсивная работа, особенно интенсивная работа в ограниченном кругу (такой, как продвинуто roundpenning или longeing), должна ждать, пока лошади не по крайней мере два года. Методы обучения точек соприкосновения включают:

  • Работа свободы, иногда называемая свободным longeing, круглой работой ручки или roundpenning, но независимо от терминологии, является процессом работы свободной лошади в небольшой площади (обычно круглая ручка 40–60 feet/15–20 метры в диаметре) с укладчиком, держащим только длинный кнут или аркан веревки, уча лошади ответить на голос и язык тела укладчика, поскольку он или она просит, чтобы лошадь двинулась быстрее или медленнее, изменила направление и остановилась.
  • Longeing (Lungeing-Великобритания), объявленный «lungeing», дрессировка молодой лошади переместиться в круги в конце длинной веревки или линии, обычно приблизительно 25 — 30 футов длиной.
  • Десенсибилизация, иногда вызывал увольнение, процесс представления лошади к колебанию объектами, такими как одеяла, уча лошади позволить себе быть затронутым объектом а не бояться вещей, что люди перемещаются лошадь.
  • Введение в седло и уздечку или ремень безопасности, фактически не входя в лошадь или присоединение телега.
  • Измельченное вождение, также названное длинной подкладкой, то, чтобы учить молодую лошадь продвинуться с человеком, идущим позади него, предшественником, чтобы и использовать вождение и использование узд установленным наездником.
  • Bitting, процесс привычки лошади к немного и уздечка, иногда с добавлением узд стороны, которые свойственны седлу, ремню безопасности или подпруге (широкая кожа или нейлоновая группа, которая обходит баррель лошади) и приучают лошадь к чувству давления на бит.

Лошадь не готова ездиться, пока она не приучена ко всему оборудованию, которое она должна носить и отзывчива к основному голосу, и обычно держите в узде, команды, чтобы начаться, остановите, поверните и измените походки.

Для некоторых дисциплин измельченная работа также используется, чтобы развить определенные типы muscling, а также привить определенные поведения. Когда измельченная работа включает и умственное и мускульное развитие, она может взять значительно дольше для лошади, чтобы быть готова поехаться, но защитники этих методов утверждают, что дополнительное время на земле позволяет лошади продвигаться более быстро или с благовоспитанностью однажды под седлом.

«Поддержка» или поездка на молодой лошади

Возраст, что на лошадях сначала ездят или «отступили» (Великобритания), варьируется значительно породой и дисциплиной. У многих Чистокровных скаковых лошадей есть маленькие, легкие наездники на их спинах уже в падении их годовалого года. На большинстве пород лошади запаса, таких как американская Лошадь Четверти, едут в возрасте двух лет. У большинства лошадей, используемых в ремне безопасности, есть телега, сначала помещенная позади них в два года, и даже некоторых лошадей, на которых не ездят, пока возраст три не будет обучен потянуть легкую телегу в два, чтобы изучить лучшую дисциплину и помочь развить более сильные мышцы с меньшим количеством напряжения. Подавляющее большинство лошадей через дисциплины и во всем мире сначала подвергнуто седлу в возрасте трех лет. Однако на некоторых медленнее назревающих породах, таких как Lipizzan, не едут до возраста четыре.

Акт преуспевания в лошадь впервые идет многими именами, включая поддержку, ломку, установку и просто поездку. Есть много методов для представления молодой лошади наезднику или к ремню безопасности и телеге для вождения, но конечная цель всех методов должна иметь лошадь спокойно и спокойно позволить наезднику на ее спине или позади нее в телеге и ответить на основные команды, чтобы продвинуться, изменить походки и скорость, остановитесь, повернитесь и отойдите назад.

Идеально, молодая лошадь будет не бояться людей и представления, поехавшего как просто еще один новый урок. Должным образом молодая лошадь с рукояткой, у которой была соответствующая измельченная работа, будет редко противиться, поднимать или убегать, когда на этом поедут, даже в самый первый раз.

Лошади, которым никогда не преподавали ездиться, могут учиться в любом возрасте, хотя он может взять несколько дольше, чтобы учить более старую лошадь. Более старую лошадь, которая привыкла к людям, но не имеет никаких предшествующих дурных привычек, легче подвергнуть седлу, чем абсолютно дикая лошадь, пойманная «дикий» от открытого диапазона как взрослый. Однако взрослую дикую лошадь может быть легче обучить, чем одомашненное животное, которое ранее училось относиться к людям неуважительно.

Обучение определенной дисциплине

Есть много основных положений дрессировки лошадей и методов, и детали слишком обширны, чтобы описать в единственной статье. Кроме того, у лошадей есть различная структура, спортивный потенциал, характеры и лица, все из которых могут влиять на то, какие методы используются. Для получения дополнительной информации о дрессировке лошадей и определенных дисциплинах, см. Библиографию и статьи ниже, которые касаются многих понятий и различных философских школ на лошадях обучения и обработки.

См. также

  • Классическая объездка лошадей
  • Естественное искусство верховой езды
  • На искусстве верховой езды (Ксенофонт)
  • Испанская школа верховой езды

Примечания

  • Холм, Вишня. Создание, Не Ломаясь: Первый Год Под Седлом. Впечатляющие Публикации, 1992. ISBN 0-914327-43-7. Покрывает основную современную дрессировку лошадей, подходящую для большинства дисциплин.
  • Лион, Джон и Дженнифер Дж. Денисон. Воспитание Ребенка. Публикации Энтузиаста Primedia, 2002. ISBN 1-929164-12-2. Описывает методы обучения, на котором молодая лошадь с рождения вплоть до него достаточно стара, чтобы поехать.
  • Мельник, Роберт и Ричард Лэмб. Революция в Искусстве верховой езды. Lyons Press, 2005. ISBN 1 59228 387 X.

    Путь к успехув отношениях с лошадью

    Рассматривает различные методы и школы того, что сегодня известно как «Естественное искусство верховой езды» с полезным обзором истории дрессировки лошадей от старины до подарка.

  • Мельник, Роберт М. Импринт Трэйнинг Новорожденного Жеребенка. Западные Книги Всадника, 2003. ISBN 1-58574-666-5 Объясняет дрессировку отпечатка молодых жеребят в первые дни жизни.
  • Podhajsky, Алоис. Полная Дрессировка Лошади и Наездника. Doubleday, 1967 ISBN 0-87980-235-9. Текст 20-го века прежнего директора испанской Школы верховой езды, покрывающей дрессировку лошадей от основной объездки лошадей до высшей школы верховой езды или движений «средней школы».
  • Wynmalen, Генри. Объездка лошадей: исследование тонкостей поездки. Wilshire Book Company, 1971. ISBN 0-87980-187-5. Методы, чтобы обучить лошадей в классической традиции объездки лошадей.

Педро I Бразилии
Увольнение
Тренер лошадей
Мой друг Флика
Longeing
Майкл Стут
Hippology
Основа
Поведение лошади
Минни Споттед-Уолф
Лошади в войне
Джин Кин
Сэр Эдвард Хултон, 1-й баронет
Лука Кумани
Энн Хилэнд
Младенец (лошадь)
Том и Билл Дорранс
Базилик Бриско
Ларри Пирс (жокей)
Французское вторжение в Россию
Жеребец дерби
Стивен Рид (Новая Зеландия)
Горы Прайора дикий ряд лошадей
Горный мустанг Прайора
Обратная лошадь

Как приучить молодую рабочую лошадь к упряжи — заездка, 1-й способ

Для помощи в заездке отбирают спокойную, доброезжую, втянутую в, работу сильную лошадь, не реагирующую на интенсивное движение механических транспортных средств, полностью исправную упряжь для нее и прочные сани, оборудованные съемным приспособлением, изображенным на рис.

Дрессировка лошади — Что я могу делать с двух- или трехлетней?

1. Приспособление с помощью веревки прочно крепится к саням. Оно служит для фиксации обучаемой лошади на развязке. Это не позволяет лошади прыгать на сани, обходить их со стороны, останавливаться и осаживать назад, а также подниматься на дыбы (рис. 2).
Для обучения молодых лошадей подбирают бывшие в употреблении (обмятые) комплекты упряжки, хорошо подогнанные по размерам дуг и толщине оглобель, с вытянутыми гужами. Кроме того, на концы оглобель саней, предназначенных для запряжки молодой лошади, ставят ограничители, например, из ремня от старой сбруи, прикрепляемые мелкими гвоздями (рис. 3). Оглобли этих саней должны быть длиннее обычных на 25—30 см. Исправность сбруи проверяют ежедневно.
Для привязывания молодой лошади на развязку используют аркан из прочной тесьмы или проверенную на прочность веревку длиной около шести метров. Другой такой же кусок веревки находится в санях в запасе. Обучающий должен иметь острый нож для перерезания привязи в случае экстренной необходимости.
Обучающий и ездовой должны быть спокойными и терпеливыми с молодой лошадью, не допускать резких движений, пугающих ее и вызывающих оборонительную реакцию. Недопустимы грубость и жестокость, использование хлыста, бича и других средств наказания.

Первый вариант.
Обучающий и ездовой запрягают рабочую лошадь в оснащенные приспособлением сани и подают их по коридору конюшни непосредственно к месту размещения молодой лошади. Надевают на нее уздечку с поводьями, не вкладывая в рот удила, а на шею петлю аркана. Если же аркана нет, то конец веревки, предназначенной для привязывания лошади, складывают вдвое и завязывают на шее возможно ближе к голове специальным узлом (рис. 4). Такой способ завязывания узла не позволяет ему затягиваться и затруднять дыхание лошади и вместе с тем достаточно легко распускается. Размер образовавшейся петли должен быть возможно меньшим, чтобы не допустить прохождения головы при осаживании лошади. После этого лошади вкладывают в рот удила, а затем ее подводят к задней части саней и привязывают концами веревок на развязку. Длина привязи должна быть такой, чтобы лошадь не могла смещаться в сторону и обходить сани сбоку и вместе с тем имела возможность свободно двигаться за ними посередине. Узлы, не формирующие петлю, легко распускаются непосредственно из нее.
После того как лошадь привязана, ездовой и обучающий садятся в сани. Ездовой берет на себя управление рабочей лошадью, а обучающий держит свободно в руке концы поводьев уздечки молодой лошади, не привязывая их к саням. Не следует пристально смотреть в глаза обучаемой лошади: это ее беспокоит.
После страгивания с места молодая лошадь может сопротивляться: бросаться в стороны, осаживать, упираться и т. п. Это естественное проявление оборонительной реакции. Необходимо энергично продолжать движение, не обращая внимание на такое сопротивление.
Наибольшее сопротивление молодые лошади обычно оказывают в момент начала движения и при выходе из конюшни. По мере удаления от нее сопротивление уменьшается, чему способствуют желание подражать другой (старшей) лошади и ослабление влияния инстинкта «дома».
Протяженность первой проездки, совершаемой шагом и рысью, составляет 3—4 км. Во время движения ездовой и обучающий не уклоняются от встречи с другими транспортными средствами. Видя, что рабочая лошадь на них не реагирует, перестает реагировать и молодая.
В конце проездки некоторое время двигаются по кругу во дворе или вокруг конюшни, разворачиваются, а затем въезжают в конюшню и останавливаются против станка или денника, где обычно размещена обучаемая лошадь. Далее лошадь отвязывают, заводят в станок (денник), вынимают изо рта удило, снимают узду, надевают недоуздок и привязывают. После того как лошадь привязана, распускают узел на шее и снимают веревку; задают в кормушку сено. Поить и кормить концентратами обучаемую лошадь можно не ранее чем через два часа после проездки. Концентраты и воду во избежание колик дают с промежутком в 1,5—2 часа.

1       2       3

Как правильно кормить рабочую лошадь

© 2008-2018 Конное Ромашково | admin@romaskovo.ru |

Глава 1. Метод дрессировки и подбор лошадей

Общие положения

«Свобода», «дрессированные лошади на свободе» — так в цирковой программе (репертуаре цирка) называют конные номера, в которых дрессированные лошади без всадника выполняют на манеже по командам и знакам дрессировщика различные построения, фигуры и трюки.

Дрессировщик заставляет выученную лошадь (лошадей) выполнять всю работу по командам, по условным знакам, движениям шамбарьера и фарпайча, по своим почти незаметным передвижениям на манеже. Чем незаметнее в свободе (конечно, как и в любых других номерах дрессуры) воздействие дрессировщика на лошадь, тем сильнее у зрителей эстетическое восприятие искусства дрессировки.

Цирковой дрессировщик — это и артист и режиссер-постановщик своих номеров. Артистизм его слагается из умения эффектно показать лошадей на свободе, умения красиво держать себя на манеже и творчески развивать художественно-постановочные принципы уже найденных решений в программах данного жанра.

Слагаемые красоты — это мягкая пластическая манера дрессировщика легкость и безупречность исполнения лошадью трюкового репертуара и всей работы, ее дисциплинированность и, безусловно, экстерьер.

Метод дрессировки

Гуманные методы обращения с животными значительно лучше влияют на красоту, на высокое художественно-эстетическое восприятие зрелища и выполняют задачу морально-воспитательного воздействия как на зрителя, так и на самих артистов советского цирка.

Для советского циркового дрессировщика даже не может быть предметом дискуссии вопрос, какой метод применять в дрессировке: суровый — грубый или гуманный — мягкий. Дисциплинированные, исполнительные и добронравные лошади никогда не могут быть воспитаны грубостью, побоями, при отсутствии доверия лошади к человеку. В условиях производственной работы в цирке неизмеримо велико значение гуманной дрессуры, охватывающей методы комплексного воздействия на лошадь. Выработка условных рефлексов должна строиться в первую очередь на поощрении (вкусовом, ободрении голосом, лаской), на применении строгости и требовательности в интонациях голоса и настойчивости. И только в последнюю очередь, и как можно реже, разрешается допускать в принуждении или в наказании болевой раздражитель.

Частое применение болевых приемов в дрессировке приводит к тому, что лошадь начинает бояться дрессировщика, дрожит, подходя к нему, нервничает, предчувствуя удары и побои, поджимает хвост, вызывая у зрителя своим видом жалость и отрицательное отношение к дрессировщику.

При гуманном методе дрессировки лошадь быстрее усваивает все требования и трюки, которым ее обучают, весело и безошибочно выполняет их, и у дрессировщика вырабатывается контакт с лошадью, а у нее — любовь к нему, желание подчиняться.

И наоборот, лошадь, выдрессированная грубыми, болевыми приемами, начинает ненавидеть дрессировщика, у нее вырабатывается нежелание подчиняться ему, а в цирке этот метод приводит еще и к непоправимым результатам. Лошадь, обладая относительно ограниченными умственными способностями, все же достаточно умна и сообразительна. Поэтому, понимая, что на репетициях за неподчинение командам и неисполнение трюков ее тотчас ждут побои (болевые раздражители), она выполняет все требования дрессировщика четко и безошибочно. В условиях же представления (зрители, музыка, свет, костюмы, другая сбруя), когда лошадь нельзя бить за неподчинение и ошибки, она познает возможность не подчиняться командам, не выполнять сразу и четко трюки, фигуры и перестроения, и в итоге дрессировщик демонстрирует свою плохую работу.

Надо здесь напомнить о том, что наказание лошади за непослушание и ошибки после представления, спустя некоторое время, не может быть лошадью понято и послужит только развитию нервозности и озлобления.

Нельзя обойти молчанием и не обратить внимания также и на этическую сторону грубого метода дрессировки, его отрицательного влияния на людей циркового коллектива, в котором познают жизнь и постоянно вращаются не только взрослые, но и дети большинства работников.

Выработка и обучение дрессировке по единой методике и следование ей в работе имеет огромное теоретическое и практическое значение для развития искусства циркового конного жанра, возрождения его художественных ценностей и для экономической эффективности в производственно-эксплуатационном процессе. Положения эти относятся не только к дрессуре на свободе, но и к выездке лошадей для цирковых номеров высшей школы, к возрождению и совершенствованию мастерства разнообразных цирковых наездников, для дальнейшего художественного развития в целом искусства циркового конного жанра.

Говоря о методах дрессировки, нельзя также забывать, что кроме твердого знания законов выработки у лошадей нужных условных рефлексов и торможения вредных дрессировщик в своей работе должен всегда иметь в виду следующее:

  1. Выбирать амплуа для каждой лошади надо в зависимости от ее способностей (к аппортировке, подниманию на дыбы, пиаффированию и т. д.), ведя наблюдение, когда лошади находятся еще в конюшне.
  2. Процесс закрепления определенных навыков (трюков, движений) считать законченным, когда твердо установится связь между командами и выполняемыми действиями лошади.
  3. В зависимости от типа высшей нервной деятельности у лошадей по-разному проявляется характер преобладающих реакций, и на один и тот же раздражитель у двух лошадей реакция может быть совершенно различной. У одних преобладает оборонительная реакция в активной форме, у других — в пассивной. У некоторых лошадей более резко выражена пищевая, или ориентировочная реакция. Умение определять по поведению лошадей характер преобладающей реакции имеет очень важное практическое значение в дрессировке.

Наличие той или другой преобладающей реакции (характера) требует от дрессировщика определенного подхода. Например, с робкими, трусливыми лошадьми следует соблюдать осторожность, развивая у них смелость. Дрессировку лошадей с преобладанием пищевых реакций (жадных) целесообразно строить на пищевых безусловных раздражителях (подкормка).

У молодых лошадей высшая нервная деятельность очень пластична и легче поддается переделке, а у старых она консервативнее. Можно тем или иным способом форсировать развитие определенных качеств у лошади, но нельзя ставить для беззащитной лошади непосильные сегодня для нее задачи и требовать их исполнения. Практика такого рода никогда не имела успеха, калечила животных, а затраченный труд оставался без вознаграждения.

По учению И. П. Павлова при образовании условного рефлекса в качестве начального раздражения является раздражение клеток коры больших полушарий головного мозга. Немалое значение имеет при этом физическая сила раздражителя. Чем сильнее условный раздражитель, чем больше энергии поступает с ним в большие полушария головного мозга, тем больше условно-рефлекторный эффект (при прочих равных условиях), тем энергичнее двигательная реакция. Но есть предел, за которым еще более сильный раздражитель не увеличивает, а уменьшает этот эффект.

Чтобы выработать у лошади прочный условный рефлекс, необходимо время от времени подкреплять его безусловным раздражителем, на основе которого он был выработан (например, подкормка, туширование и т. д.). Если такое подкрепление отсутствует, то проявление условного рефлекса постепенно ослабевает и, в конце концов, может совсем исчезнуть. Иначе говоря, происходит угасание рефлекса.

Не всякий раздражитель одинаково действует на разных лошадей. Сильный окрик дрессировщика или резкое туширование у одной лошади вызывает усиленное возбуждение, и она активно начинает работать, а у другой лошади этот же раздражитель вызывает отказ выполнять команды дрессировщика. Объясняется это тем, что сильный раздражитель вызвал у второй лошади сильное возбуждение нервных клеток, превысив их работоспособность. В виде защиты от сильного раздражителя в нервных клетках развивается запредельное торможение, которое И. П. Павловым было названо охранительным торможением (охраняющим нервные клетки от разрушения). Охранительным торможением организм отвечает также при многократном беспрерывном повторении одного и того же приема, и вместо возбуждения у лошади появляется вялость и: она отказывается от дальнейшего повторения приема. Во избежание этого следует постоянно разнообразить порядок прорабатываемых приемов, не отвлекаясь от поставленной перед собой основной задачи.

Первостепенное значение для работы «на свободе» имеет подбор лошадей. Целесообразно приобретать не производителей и не обязательно чистопородных или лошадей редких пород. Требованиям цирка могут отвечать и полукровные лошади, красивые по масти, предпочтительно добронравные по характеру. Однако исключительно красивых лошадей не так часто удается найти.

При покупке лошадей нельзя рассчитывать на подбор только добронравных животных.

Дрессура лошади, с чего начать?

Попадаются иногда нужные по экстерьеру и масти лошади, но злые, пугливые, норовистые, с уже испорченным характером. Умелые дрессировщики и обслуживающий персонал могут исправить характер у лошади своим вниманием, настойчивостью, требовательностью и в первую очередь доброжелательным и ласковым обращением*.

* ()

Основные работы с шамбарьером и его назначение

Прежде чем работать с лошадьми, дрессировщик должен научиться в совершенстве владеть шамбарьером, который служит дрессировщику инструментом для регулирования движения лошади и исполнения ею трюков, но не средством наказания животного.

Владеть в совершенстве шамбарьером — это значит попадать, касаться лошади концом ударника шамбарьера или, как профессионально называют в цирке, тушировать лошадь по определенному месту ее корпуса. Кроме того, шамбарьер в руках дрессировщика в различных положениях, как и передвижение самого дрессировщика на манеже, служат также регулированию и направлению движения лошадей и выполнению ими трюковой работы. Дрессировщик, приучая лошадь к точным и одинаковым для каждого значения действиям шамбарьера, вырабатывает у лошади определенную необходимую для работы реакцию — условный рефлекс. Использование шамбарьера, движения и жесты самого дрессировщика подробно разбираются дальше применительно к конкретным описаниям работы с лошадьми по обучению их нужным аллюрам, трюкам, различным переменам движения, построениям и перестроениям.

Определяя производственное назначение шамбарьера как инструмента (средства, прибора), помогающего в дрессировке, следует одновременно предостеречь от неправильного использования его, обратить внимание на недопустимость непроизводственного, нехудожественного применения шамбарьера только для бесцельных шумовых эффектов. Дрессировщик не имеет права выполнять на манеже сам и шамбарьером ни одного бессмысленного, лишнего движения, не служащего определенным целям управления и постановочно-художественного решения.

Будет уместным провести параллель между артистом-дрессировщиком большой группы лошадей «на свободе» и дирижером оркестра. В руках первого — шамбарьер, у второго — дирижерская палочка служат управлению ансамблем. Цирковому дрессировщику необходимо также достигать высокого профессионализма, мастерства, художественной выразительности, чтобы иметь право называться артистом, творить и доставлять людям радость искусством циркового конного жанра.

Научиться в совершенстве владеть шамбарьером, то есть точно, свободно и красиво применять его в работе, можно только в результате упорных, длительных и правильных тренировок. Основные рекомен-дации по освоению работы с шамберьером, приводимые с учетом последовательности обучения и тренировок, следующие:

Первое — необходимо научиться правильно держать шамбарьер. Для этого надо взять его за ручку древка, зажать в руке так, чтобы конец ручки выступал из кулака на 1-2 см; вытянуть руку вперед, древко должно быть прямым продолжением руки, пальцы руки обращены вниз; из такого положения шамбарьера ударник забрасывается вверх назад и посылается вперед, как бы передавая посыл от руки к древку и от древка на конец ударника — на наконечник. Аналогия с легким броском камешка пальцами руки вперед.

Когда такому посылу начнет подчиняться ударник, и при этом он не будет захлестываться, задевать лошадь и находящихся поблизости людей и когда будет отработан точный посыл ударника вперед и щелчок наконечника, можно переходить к попаданию наконечником в определенные заданные точки.

Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в любом подходящем месте, затем на манеже с различными предметами и вещами. Например, раскладываются для этого на полу, на барьере кусочки бумажек, палочки, мячики и т. д. Стоя от предметов на расстоянии длины шамбарьера (древка и ударника) и вытянутой руки, следует сбивать наконечником предметы в различном порядке (подряд, через один, по заказу, варьируя самым разнообразным образом). Добившись абсолютно точного попадания в разные предметы и в разных условиях, следует пользоваться шамбарьером в работе с лошадьми (рис. 48).


Рис. 48. Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в любом подходящем месте, затем на манеже с различными предметами и вещами

Использование шамберьера в редких случаях допустимо для вызова сильного болевого раздражителя в целях наказания лошади, при воздействии на нее только (подчеркиваем — только) в момент ее злобного, систематического неповиновения, неисполнения усвоенных трюков и движения, нарушения порядка, укуса других лошадей и т. д. Суровый окрик по кличке и сильный щелчок (удар) по корпусу, но не по голове, должны являться достаточным воздействием на лошадь. Приучая ее к повиновению, дрессировщик должен разумно регулировать силу щелчка шамбарьером, не забывая того, что наконечником ударника можно при сильном ударе рассечь кожу, как ножом.

Таким образом, для дрессировщика является обязательным овладение и точностью и различной силы ударом наконечника, чтобы этот инструмент верно служил в его руках дрессировке и в нужных редких случаях — разумному своевременному наказанию, но не причинению травмы лошади.

Фарпайч-малый шамбарьер

Для дрессировки и регулирования движения и исполнения трюков дополнительно к шамбарьеру используется также другой вид хлыста, состоящего из гибкого древка длиною 1,8 м, но с наконечником длиною всего 30-40 см.

Профессионалы называют этот хлыст фарпайчем. Конкретное его назначение и применение будут подробно рассматриваться дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *