Опыт с собакой Павлова

Опыт с собакой Павлова

Как Иван Павлов разработал теорию классического обусловливания


Исследования физиологом Иваном Павловым слюноотделения и пищеварения привели к обнаружению классического обусловливания.
Концепция условной и безусловной рефлексии изучается на первом курсе каждым студентом-психологом. Однако, интересно то, что открытие этих явлений было сделано человеком, совсем не связанным с психологией.

Русский ученный, Иван Петрович Павлов— создатель учения о рефлексах, который впервые заявил об этом феномене в 1903 году, был физиологом. Уже в следующем, 1904 году за свое открытие он получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины.

Во время изучения процессов пищеварения у собак, Павлов отметил интересное явление — у собак начинала выделяться слюна после того, как его помощник входил в комнату.

В своих исследованиях профессор и его помощник использовали разнообразные съедобные и несъедобные предметы и измеряли выработку слюны у собак. Было отмечено, что процесс слюноотделения имеет рефлексивную природу. Это происходит автоматически в ответ на конкретный раздражитель и не находится под сознательным контролем испытуемого животного. Однако здесь же было замечено, что у собак начинается выделение слюны и в отсутствии пищи и запаха. Павлов догадался, что эта реакция не имела ничего общего с физиологией.

Развитие классической теории обусловливания

Основываясь на своих наблюдениях Павлов предположил, что слюноотделение было предопределенной реакцией. Собаки реагировали на внешний вид помощников, когда те входили в комнату в белых халатах, которые у обычных животных никак не связаны с представлениями о еде. Было обозначено, что в отличие от слюны, выделяемой в момент подачи пищи, которая была вызвана безусловным рефлексом, рефлекс слюноотделения в ожидании пищи носил условный характер.

Павлов поставил задачу определить, как именно закрепляются условные реакции. В серии экспериментов Павлов был намерен спровоцировать условную реакцию животного на ранее нейтральный стимул. Он использовал еду в качестве безусловного раздражителя, который вызывает естественный и автоматический отклик. Звук метронома был выбран в качестве нейтрального стимула. Собаке в начале давали послушать тиканье метронома, а затем сразу же кормили. Через несколько попыток собака начинала выделять слюну на звук метронома. «Стимул, который по началу сам по себе был нейтральным, наложился на врожденный пищевой рефлекс, обеспечивая условную реакцию» — отмечал Павлов в своих записях. Посторонний до эксперимента стимул стал условным раздражителем, вызывая условную реакцию.

Роль исследований И. П. Павлова

Открытие Павловым классической теории обусловливания остается одной из самых важных в истории психологии. В дополнение к формированию основы того, что называется поведенческой психологией, теория процесса обусловливания даже сегодня остается важным практическим инструментом при лечении психических расстройств и формировании поведенческих реакций.

Одним из интересных примеров практического использования классических принципов обусловливания является выработка у койотов рефлекса отвращения к вкусу баранины, который предотвращает их охоту на домашний скот. Реакция наступает тогда, когда нейтральный стимул (обычное мясо баранины) используется в паре с безусловным рефлексом ( вызванное заболевание после приема пищи). Удивительно, что рефлекс формируется сразу же после первого применения метода. Койоты перестают охотиться на овец, попробовав однажды их мясо, в которое введен препарат вызывающий тошноту и недомогание животного. Фермеры нашли полезным этот способ и взяли его на вооружение, чтоб защищать свои стада, пасущиеся вне фермы. После приема отравленной пищи койоты избегают встреч с овцами и не нападают на них.

Несмотря на то, что открытие Павлова было сделано в начале прошлого века, более ста лет назад, его работа оказала существенную роль в формировании целого пласта психологической науки и до сих пор продолжает вдохновлять современных исследователей. В период с 1997 по 2000 год авторы более чем 220 научных статей сослались на ранние исследования Павлова по классической теории обуславливания. Возможно Павлов и не был психологом, но его вклад в психологию, который помог нам понять механизмы человеческого поведения, даже сегодня не поддается оценке.

Теги: Иван Петрович Павлов, рефлексы

Презентации по биологии

При изучении темы пищеварения человека в 8 классе на уроках биологии, необходимо коснуться того, что особенности регуляции пищеварительной системы были изучены отечественным ученым практиком Иваном Петровичем Павловым. За что же Павлом сумел получить нобелевскую премию, и стал всемирно известным? Ответ мы знаем – это Метод фистул, и в презентации по биологии рассказывается как про этот метод, так и про автора метода – И.П. Павлова. Можно просто бесплатно скачать презентацию и взять ее на урок биологии, чтобы люди знали своего героя в лицо. Вот он – Иван Петрович Павлов, который ставил фистулы на собак, изучая таким образом особенности функций пищеварительных желез.

Конечно, слайдов в презентации не так много, но как базовый материал она подойдет для учителя. А к базовому материалу можно найти в Интернете еще немного информации, и в итоге у вас будет достаточный материал для проведения урока биологии в 8 классе.
А сеть Интернета дает нам возможность найти почти все – хоть презентации по биологии, хоть скачать рабочую программу по биологии. Просто идите в Интернет и скачайте презентацию по биологии.
Что можно сказать, возвращаясь к вопросу о презентации по биологии на тему Метод Фистул Павлова? Собаки, над которыми проводились лабораторные опыты – это жертвы науки, но очень нужные жертвы, потому что исследования позволили сделать такие великие научные открытия Павлову и его ученикам практикантам.
А вам не нужно делать опытов и операций, вам просто нужно скачать презентацию по биологии и пользоваться на своем уроке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *