Препятствие для прыгуна в высоту

Препятствие для прыгуна в высоту

Прыжки через препятствия

<<< Назад
Манежные фигуры
Вперед >>>
Неповиновение лошади

Скрыть рекламу в статье

Прыжки через препятствия

Прыжки на лошади через препятствия – конкур – наверное, самое массовое и популярное сегодня направление. Конкур также относится к классическим видам конного спорта. В этом виде всадник с лошадью должен пройти маршрут, преодолевая установленные на нем препятствия, состоящие из отдельных деревянных частей.

В конкурах по заранее установленному маршруту оценивается чистота его прохождения и скорость движения. Очень многое зависит как от самой лошади, так и от действий всадника.

Для лошади прыжок – это очень сложный вид движения, т. к. в нем участвуют суставы, мускулы и центральная нервная система животного. Высота и ширина прыжка зависят и от того, насколько у лошади развита мускулатура, и от умения животного координировать свои движения. Совершаются прыжки на лошади только с галопа. Сам прыжок лошади условно разделяется на 4 фазы: подход к препятствию, отталкивание, подвисание и приземление.

Подход к препятствию – в этой фазе набравшая скорость лошадь готовится к прыжку. Она оценивает высоту и ширину препятствия, подходит к нему на расстояние, необходимое для его преодоления. Затем выбирает направление прыжка и его мощность. В этой фазе лошадь группируется – она глубоко подводит под корпус задние ноги, опускает вниз шею и голову. Передние ноги лошадь ставит в точку отталкивания и почти вплотную к ним ставит задние ноги. Из такого положения она готовится к движению вверх.

В момент отталкивания лошадь резко поднимает вверх голову и передние ноги и, рывком выпрямив задние ноги, совершает толчок вверх. Одновременно лошадь вытягивает шею и голову, перемещая свой центр тяжести несколько вперед.

Фаза подвисания наступает после толчка. В момент отталкивания лошадь летит над препятствием, сильно согнув передние ноги и подогнув задние в скакательных суставах. Именно от того, насколько лошадь согнет ноги, во многом зависит правильность прыжка. В момент переноса через препятствие передних ног лошадь опускает вниз шею и голову, чтобы задние ноги прошли над препятствием как можно выше.

Приземление – здесь лошадь поднимает вверх шею и голову и ставит на землю поочередно передние ноги. Затем животное резко опускает голову и шею и тут же коротко взмахивает ими вверх. Это помогает лошади оторвать от земли передние ноги, на их место подводятся задние. Теперь лошадь готова двигаться дальше в нужном направлении.


Лошадь и всадник при прыжке

Преодоление препятствий требует от всадника достижения полного единства с лошадью и умения воспользоваться в нужный момент всеми доступными ему средствами управления. В книге известного американского тренера Д. М. Диллона «Конный спорт. Техника и стиль прыжка» приводятся десять заповедей, обязательных для исполнения каждым всадником, как при обыкновенной езде, так и при преодолении препятствий:

1. Голова поднята, всадник смотрит вперед. Если вы смотрите вниз, то почти наверняка горбите спину и тем самым нарушаете положение постоянной активной готовности к прыжку. Кроме того, в таком положении вы не сможете оценить и рассчитать подход к следующему препятствию.

2. Плечи развернуты. Не горбитесь, не ограничивайте свободу плеч и рук. Разверните плечи и наклонитесь вперед настолько, чтобы все время сохранялось положение равновесия.

3. Руки от плеча свободно опущены вниз и согнуты в локтях. Руки только контролируют движения лошади и управляют ею, но не используются для сохранения равновесия. Именно поэтому руки должны работать независимо от тела – еще один довод в пользу устойчивой посадки в седле.

4. От локтя до трензеля – прямая линия. От локтя должна сохраняться прямая, мягкая линия контакта со ртом лошади, контакта, в достаточной степени ощутимого и в то же время создающего минимальное усилие в поводе и, следовательно, на трензеле. Кисти и пальцы должны оставаться мягкими, сгибать кисти не следует, так как это лишает их эластичности.

5. Тело расположено максимально близко к луке седла, седалище во время прыжка освобождает седло, при этом не следует выдвигать корпус слишком вперед на шею лошади. Воображаемая вертикальная линия, проведенная через стремена, должна оставить нижнюю часть туловища по другую сторону от ног в качестве «противовеса».

6. Корпус наклонен в достаточной степени вперед, помогая балансировать на ногах. Надо сидеть так, чтобы лошадь меньше всего была обременена вашим весом.

7. Внутренняя поверхность бедер, коленей и верхней части икр находится в легком контакте с седлом. Этот контакт становится более плотным во время прыжка и последних темпов лошади перед ним.

8. Ноги от коленей несколько «уходят» назад, но всего лишь настолько, чтобы путлища были строго вертикальны и шенкеля прижаты к бокам лошади сразу за подпругой.

9. Стопа несколько вывернута наружу, так, чтобы подошвы сапог были видны человеку, стоящему на земле.

Это положение помогает удерживать колени прижатыми к седлу, а ступни – к внутренним дужкам стремян.

10. Ступни прижаты к внутренним дужкам стремян, площадка стремени под широкой частью ступни, каблуки опущены вниз, носки лишь слегка развернуты (20–30 градусов) чтобы правильно и крепко держаться в седле.

При подходе к препятствию всадник выбирает направление прыжка, глубже садится в седле и плотно прижимает к нему колени (для чего ступни ног нужно слегка развернуть наружу). Необходимо помнить, что стремена всаднику нужны только для подстраховки, в них нельзя упираться с силой и привставать на них. Чтобы не отстать от движений лошади и не отклониться при отталкивании резко назад, всадник должен чуть подать корпус вперед и прогнуться в пояснице.

В момент отталкивания нельзя привставать на стременах и наклонять корпус далеко вперед. При движении вверх лошадь сама «приблизит» к всаднику свою шею и голову, а задняя часть седла в это же время из-под него «уйдет». Чтобы помочь лошади совершить прыжок, нужно заранее отдать ей повод, иначе, резко вытянув шею и голову, лошадь «наткнется» на трензель. Руки надо подать вперед – они должны составлять с поводом одну линию.

В момент подвисания нельзя терять контакта со ртом лошади, сильно отдавая ей поводья. В фазе подвисания всадник сидит в том же положении, которое он принял перед прыжком.

При приземлении всадник отклоняет туловище немного назад, чтобы по инерции не соскользнуть из седла вперед. Если в этот момент всадник привстанет на стременах или отведет колени от седла, то наверняка перелетит через шею лошади в тот момент, когда она ставит на землю передние ноги. После приземления воздействием шенкелей, повода и движениями поясницы всадник направляет лошадь в нужном ему направлении.

Основная же задача всадника (особенно начинающего) во время прыжка на лошади состоит в том, чтобы не мешать ей своими действиями. Нельзя «висеть» на поводе, затрудняя движения лошади и «распускать» его, теряя способность к управлению животным. Во время прыжка не опускайте вниз голову, а в момент отталкивания не тяните поводья вверх. Такими действиями вы не «поможете» лошади перепрыгнуть через препятствие, а лишь помешаете ей правильно выполнить прыжок.


Обучение всадника конкуру начинается с отработки прыжковой посадки на лошади, движущейся шагом и рысью. Затем отработка продолжается при движении лошади через уложенные параллельно друг другу на земле жерди. Затем переходят к движению через кавалетти – жерди укладываются на подставки высотой примерно 30 см. После кавалетти приступают к преодолению одиночных препятствий, высота которых с каждой тренировкой постепенно увеличивается до 80–90 см. Препятствия подразделяют на:

• отвесные (высотные) – чухонец, калитка, крестовина, шлагбаум, стенка;

• широтные – канава. Она обязательно входит в состав маршрутов соревнований по конкуру. Канава может быть сухой или сырой, ее ширина составляет в зависимости от класса соревнований от 200 до 450 см;

• широтно-высотные – пирамида или трипль-бар (препятствие, состоящее из трех жердей, расположенных одна за другой по постепенно возрастающей высоте на треугольных или полукруглых стойках). Оксер – препятствие, состоящее из двух параллельных элементов с третьим, расположенным между ними. Чаще всего этим элементом являются параллельные брусья схерделями или засекой.

В маршрут конкура могут входить и системы, состоящие из нескольких препятствий. Препятствия в таких системах располагаются на расстоянии 7-11 м друг от друга. В маршрут конкура входит и канава с водой шириной от 3 до 5 м.

По степени трудности соревнования по конкуру делятся на классы: легкий, средний, трудный и высший, которые различаются величиной и количеством препятствий. В Легком классе (высота препятствий до 100 см) количество препятствий – минимум 8, количество прыжков – минимум 8, высота препятствий – от 80 до 100 см, ширина широтных препятствий – от бо до 80 см, ширина трипль-бара (пирамиды) – до 120 см, количество препятствий максимальной высоты – 5. А в высшем классе высота препятствий составляет уже от 130 до 160 см, их ширина —140–220 см, количество прыжков – от 16 до 18 на 13–15 препятствиях. Ширина трипль-бара доходит до 220 см, а ширина канавы с водой – до 420 см.

<<< Назад
Манежные фигуры
Вперед >>>
Неповиновение лошади

Преодолевая барьеры…

Существует такая закономерность: психика человека не улавливает различий в чертах лица представителей других рас. Замечено, что фоторобот, скажем, представителя негроидной или монголоидной расы европеец составить не может. Для него как бы нет различий между двумя представителями другой расы. Даже если видит – не запоминает. Они для него все одинаковые…
В некотором смысле люди «с ограниченными возможностями» часто оказываются в положении представителей другой расы. «Ограниченные возможности» — это крайне общее понятие собирает их всех под одно крыло, уравнивая, стирая различия, воздвигая барьер между ними и всеми остальными людьми. Для осознания этого барьера и преодоления его выработаны несколько десятков тренингов, часть из которых я использовал на программах «Школа Вожатых» в последние годы. Результаты, к сожалению, далеко не блестящие, но и проблема как-никак сложная, многоуровневая и многовековая.
Впервые я работал с этой категорией людей в середине 90-х годов, когда на туристско-краеведческий отдел ДДЮТ №1 Центрального района Санкт-Петербурга делал небольшие туристские слеты для слабослышащих детей одной из школ города.
Представьте себе: зима, холод, снег, три воспитателя с двумя десятками активно жестикулирующих детей и десяток туристов-инструкторов. Мы очень волновались. Как оказалось – зря. Дети активно бегали, соревновались, жаждали «всего и побольше», осваивали элементарные туристские премудрости, и, что самое главное, сами стремились войти в контакт с нами, спрашивая, заглядывая в глаза, считывая по губам, а порой – просто стоя рядом. Самые обычные дети. Только говорят на чужом языке, которого никто из нас не знал на тот момент. Ну и что? Ну, скажем, испанского я тоже не знаю. Так что, с детьми в футбол не поиграть, коли доведется? Договоримся как-нибудь!
И в тот раз тоже договаривались.
Постепенно выяснялось, что часть ребят слышит. Плохо, так что надо громко и четко говорить. Но слышит! А говорят вообще почти все. Тоже не самым лучшим образом, но, если очень надо, то разобрать вполне можно. Да и мало ли можно сказать друг другу вообще без слов… И вот уже те ребята, кто понял задание объясняют тем, кто еще не понял. Вот уже команда. Спорят с судьей по поводу какого-то штрафа. Куча эмоций, жесты, мимика, постепенное понимание…
С тех пор меня совершенно не пугают спортивные программы с участием людей с этими самыми «ограниченными возможностями». В рамках ежегодного туристского слета «Содружество», который проводит туристский клуб «Лена» совместно с ГАООРДИ для совершенно разных категорий детей и подростков, мы (инструктора турклуба) работали и со слабовидящими, и со слабослышащими, и с детьми с задержкой психического развития, и с подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата… Важно помнить, что «ограниченные возможности» не обозначают отсутствие интереса, сил, спортивного азарта. Уже привычными стали выезды групп к нам на базу в поселок Лосево, которые мы используем для обучения этих ребят основам спортивного ориентирования, туристской техники, учим организовывать самостоятельно свою жизнь в походе. Также традицией стали летние водные походы по Вуоксе. Одна воспитательница, которая вот уже несколько лет подряд ходит со своими детьми летом в походы, рассказывала, что могла бы делать это уже только за тем, чтобы ее детям было что изображать на уроках рисования всю зиму. Действительно, порой эмоциональный отклик, отдача от работы с группой таких детей или подростков даже больше и теплее, чем от обычных школьников, которым не приходится постоянно проламываться через барьер собственных ограничений.
Я точно знаю, что все они разные, и для меня нет этого громоздкого понятия «ограниченные возможности». Есть люди, часть из которых мне интересна, другая – не очень. Как и со всеми остальными людьми в этом огромном многоязыковом мире. Я могу говорить еще за несколько человек: «Мы точно знаем…» Это, к сожалению, не решает проблему. Очень важным шагом на пути настоящей интеграции людей с ограниченными возможностями в общество стало создание в последние годы спортивных секций, кружков, в которых ребята тренируются в определенных видах спорта, в которых они в состоянии конкурировать со своими сверстниками, не имеющими ограничений. Уже несколько лет успешно выступают слабослышащие ориентировщики, и теперь пришла очередь туристов. Первые ступени в восхождении на пьедестал в спортивном туризме уже позади, и, кто знает, не станет ли этот опыт большим вкладом в дело «социализации и интеграции инвалидов в социум», как об этом пишут в административных отчетах, чем сотни лекций и семинаров. Для самих подростков такой опыт, как мне кажется, очень важен, поскольку, побеждая или проигрывая, борясь на равных со своими сверстниками, они закладывают в себе частицу победителя, сильного человека, который умеет сражаться, знает меру своим силам и способностям, умеет мобилизоваться, собраться и показать результат, которого сам от себя, быть может, и не ожидал. Кроме того, спортивный туризм, как командный вид спорта, предъявляет такие требования к взаимодействию между членами команды, что возможность участия в соревнованиях сродни победе.
Берлинскую стену разобрали за считанные часы. Потому что рушили ее с двух сторон одновременно. Ни один барьер не сможет разъединять людей, если они решат вместе и одновременно прорываться навстречу друг другу. Хочется верить, что и обломки социального барьера мы оставим себе через пару лет только в качестве сувениров. На долгую память…
Статья напечатана в журнале «Арена-спорт» и в книге «Оплот графомании», Годун Г.В., самиздат, 2008 год.

Команда — это значит, что вы и ваш партнер выполняете трюки вместе, синхронно прыгаете и ловите. Вы учитесь доверять друг другу, совместно работая над трюками. Мерой успеха служат улыбки, лай, восторженное виляние хвоста и радость, общая для вас и вашего лучшего друга.

Собаки любят попрыгать — для них это само по себе награда. Трюки с прыжками очень эффектны, так как демонстрируют проворство и изящество, ловкость и слаженность движений собаки. Прыгающий пес лучится счастьем, заражая своим настроением людей вокруг.

Прыжки требуют хорошей физической подготовки, при чрезмерной нагрузке собака может испытать болезненные ощущения или получить травму. Внимательно отслеживайте признаки дискомфорта и не забывайте, что собаке нужно размяться, разогреться, а после занятия остыть. Не заставляйте ее прыгать слишком высоко, выбиваться из сил, и следите, чтобы она прыгала и приземлялась на ровную горизонтальную поверхность.

Отработка:

Ваша собака научится прыгать через барьер.

  • 1. Установите планку (ее домашний вариант: два стула и ручка швабры). Помните о безопасности: планка должна падать, если ее задеть. Для маленьких собак высота планки составит 7-15 см, для средних — 30-45 см.
  • 2. Взяв собаку на поводок, подбегите с ней к планке. С веселым криком «Барьер!» прыгайте через планку вместе с собакой и похвалите ее за успешный прыжок. Можно дать лакомство, хотя большинству собак радость доставляет сам прыжок. Если собака упирается, опустите планку на землю и вместе переступите через нее. Не заставляйте пса прыгать насильно, но всячески ободряйте и поощряйте.
  • 3. Когда собака освоится с планкой, постепенно увеличивайте высоту. Попробуйте направлять собаку из разных исходных позиций. Скомандуйте ей «Место!» и позовите, стоя по другую сторону планки. Или встаньте сбоку и рукой покажите, что ей нужно прыгнуть. Научите собаку описывать восьмерки с прыжком: прыжок вперед, поворот налево и прыжок назад к вам, прыжок вперед, поворот направо и прыжок к вам.

Ожидаемые результаты

Собаки любят прыгать и обычно легко отрабатывают эти трюки. При должном поощрении ваша собака станет прыгуном за считанные дни.

Вопросы и проблемы

— Собака ударилась о планку и теперь боится ее.

Во многом ее восприятие происшедшего зависит от вашей реакции. Уговорите ее «обо всем забыть», а в будущем следите, чтобы планка не застревала, а пол не был скользким. Вместо поводка (он может запутаться) используйте легкий и короткий шнурок.

Построено на этом

Освоив этот трюк, отрабатывайте «Прыжки через хозяина».

Научить собаку прыжкам не составляет особого труда. Однако прежде чем приступать к обучению, убедитесь в том, что собака абсолютно здорова, особенно в отношении опорно-двигательного аппарата. Если у вашего питомца нет никаких проблем, то можно начинать дрессировку.

Прыжки бывают различных видов. Помимо обучения команде «Барьер» на нашем сайте есть и другие уроки:

  • Как научить собаку прыгать вертикально вверх
  • Как научить собаку прыгать на объекты или на руки

Учим собаку команде «Барьер»

Команда «Барьер» («Бар» или «Хоп») означает, что собака должна перепрыгнуть через обозначенный объект. При отбработке этого упражнения начинать стоит с довольно низких предметов, высота которых не превышает 10 см (даже для крупных собак). Тогда у собаки не появится желания опереться на него лапами. Если у вас нет специального барьера, то для перепрыгивания можно использовать ногу или найденную на прогулке палку.

Чтобы научить собаку команде «Барьер», поставьте одну ногу напротив стены или дерева и побудите собаку к прыжку, привлекая ее через ногу лакомством или игрушкой. Поощрите собаку сразу же после прыжка. Со временем можно увеличить высоту барьера. Однако делайте это постепенно и лишь тогда, когда ваша собака неоднократно доказала, что может прыгать текущую высоту.

Произносите команду «Барьер» именно в тот момент, когда видите, что собака хочет сделать прыжок.

Варианты упражнения

  • Попробуйте научить собаку прыгать через вашу руку, подав команду «Барьер», причем, вы должны упереть руку в стену. Если собака маленькая, можно при этом присесть на корточки.
  • Научите собаку по команде «Барьер» прыгать через обруч или нечто аналогичное. Вашей фантазии тут не может быть предела. Используйте подходящие предметы на прогулке.
  • Очень полезное упражнение — научить собаку прыгать в ванную. Предварительно положите на дно ванной коврик или полотенце, чтобы собака не подскользнулась.
  • Образуйте двумя руками круг и постарайтесь научить собаку прыгать через него.
  • Прикажите собаке прыгать через раскачивающуюся веревку, один конец которой находится у вас, а другой у помощника или привязан к столбу.
  • Если у вас небольшая собака, то можете отработать с ней такое упражнение: упритесь ногой в другую ногу на уровне колена или икры. Затем прикажите собаке прыгнуть через образовавшееся отверстие.
  • Сядьте на корточки, вытяните руку в сторону, образуя тем самым перекладину, и подайте собаке команду «Барьер». Для более опытных можно раскинуть обе руки. Тогда собака должна прыгать через одну руку, обегать вокруг вас и прыгать через вторую.
  • Пошлите собаку прыгнуть через находящийся на удалении объект. Постепенно увеличивайте расстояние между вами и объектом.
  • Отработайте команду «Барьер» в ширину, например в прыжке через ручей.
  • Попробуйте научить собаку прыгать через препятствия, выставленные в ряд.
  • Прикажите собаке выполнить «Барьер» через человека, который лежит или стоит на корточках.
  • Встаньте в позу «Мостик» и подайте собаке команду «Барьер» так, чтобы она перепрыгнула через вас (это упражнение легче проводить с помощником). Если трюк удался, можно усложнить его, предложив собаке теперь проползти под вами сразу после прыжка и снова перепрыгнуть.
  • Вариант упражнения для двух собак, которые должны доверять друг другу — это «Чехорда». При этом одна собака должна прыгнуть через стоящую к ней боком другую собаку.

Методическая разработка по физкультуре на тему: теория методики обучения прыжкам

Семинар-практикум для инструкторов

по физической культуре

«Методика обучения детей 3-7 лет основным видам движений – прыжкам».

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.

Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости.

Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику, занятия, усиливают их физиологическое воздействие.

Очень ценны прыжки со скакалкой. Они содействуют тренировке дыхания, развитию выносливости детей. Во время выполнения прыжков совершенствуются координационные способности детей, так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движений рук и ног, величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейся скакалки. Прыжки со скакалкой эмоциональны и разнообразны, их следует широко использовать в гимнастических выступлениях детей на различных праздниках.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ

Прыжок — один из видов основных движений – относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям.

Существуют разнообразные виды прыжков, в детском саду применяются:

— подскоки на месте;

— подскоки с продвижением;

— прыжки места и с разбега в длину и в высоту;

-прыжки с высоты, или, как их еще называют, в глубину;

— прыжки со скакалкой, как разновидность подскоков.

В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определённой последовательности движение.

В каждом прыжке различают четыре фазы движения:

1) подготовительную,

2) отталкивание,

3) полет.

4)приземление.

Смысл подготовительной фазы — создать наиболее выгодные для отталкивания условия, которые обеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад. В подготовительной фазе прыжков с разбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения, которая увеличивает дальность или высоту полета.

Фаза отталкивания — наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость и придает ему правильное направление. Отталкивание должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину не требуют сильного отталкивания. При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно, при прыжках с разбега — одной ногой. В работе с дошкольниками не надо стремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннего физического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.

В фазе полета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела для преодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.

Приземление надо тщательно отрабатывать.

Основная задача этой фазы прыжка — погасить скорость поступательного движения и сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок, взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3—7 лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы. Неумение координировать движения и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку. Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления на жесткий грунт может вызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образования плоскостопия.

Все виды прыжков требуют высокой координации движений. Особенно прыжки, связанные с преодолением препятствий, и прыжки с разбега, когда разбег приходится сочетать с отталкиванием в обозначенном месте и дальнейшим переходом через планку.

Обучение прыжкам осуществляется в определённой последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка – прыжок в длину с места, и завершают – прыжком в высоту и в длину с разбега.

Во второй младшей группе основная задача при выполнении всех видов прыжков— приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка — исходное положение, толчок и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.

Начинать обучение детей прыжкам следует с подпрыгивания на двух ногах на месте. При этом им показывают, что подпрыгнуть можно повыше, если оттолкнуться от земли посильнее носочками так, чтобы ноги выпрямились.

Доступны детям данного возраста и легкие подскоки с небольшим продвижением вперед на определённое расстояние, в точно обозначенное место.

Подскоки на месте с заданием коснуться ладони поднятой руки воспитателя, «поймать комара», позвонить в бубенчик и т. д. приучают детей подпрыгивать повыше, взмахивая руками вверх. Организуя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы предмет, до которого должен дотянуться ребенок, находился на доступной высоте и был расположен несколько впереди ребенка. Если он находится за головой, ребенок, подпрыгивая вверх, резко запрокидывает голову назад, чтобы увидеть предмет. Это может привести к падению.

Вводится прыжок вверх с места через невысокое препятствие, что требует уже более энергичного толчка вверх.

Осваивают дети прямой галоп.

Упражнения в спрыгивании (прыжки в глубину) также доступны детям младших групп. Высота должна быть небольшой, так как они не умеют еще мягко приземляться. Начинать спрыгивание можно с высоты 10—12 см. Спрыгивание не должно занимать много места в работе с малышами, так как стопа детей еще не окрепла. Воспитатель напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носочки, и сгибать колени, смотреть вперед, а не под ноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы «неслышно было».

Прыжки с места в длину начинают разучивать тоже с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол, т.е., используют зрительные ориентиры. Затем им дают задание перепрыгнуть через две линии, начерченные параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой. Постепенно расстояние между линиями увеличивается, но детям еще не дается задание прыгнуть как можно дальше. При приземлении следует избегать чрезмерно глубокого приседания: оно может привести к падению на спину. (Практикум: подпрыгивание, прыжок в длину с места, прыжок с высоты, перепрыгивание.)

В программе средней группы по-прежнему сохраняются только простые прыжки: подскоки, спрыгивания и прыжки в длину с места.

Подскоки на двух ногах на месте становятся более ритмичными, лёгкими. В дополнение к заданиям, стимулирующим подскок повыше («Поймай комара», «Ударь в бубен» и др.), вводятся подскоки с поворотами направо, налево и вокруг себя, подскоки с изменением положения ног (ноги вместе — ноги врозь, одна нога вперёд — другая назад). Дети могут выполнить прыжок вверх после нескольких шагов, чаще применяют прыжки на одной ноге.

На 5-м году дети уже ловко подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед, пытаясь помогать взмахами рук. Расстояние для этого упражнения не должно превышать

2—3 м. Дети продвигаются частыми легкими подскоками.

Спрыгивают дети с высоты не более 20 см. Дети уже должны уметь спрыгивать мягко на носочки, переходя затем на всю ступню. При этом они произвольно сгибают ноги и сохраняют устойчивое равновесие, могут принять необходимое положение рук. Спрыгивать надо вниз и только чуть-чуть вперед. Перед спрыгиванием слегка сгибают ноги.

Дети данного возраста могут выполнить подряд 4-6 прыжков в длину с места, требующих хорошей координации и мышечных усилий. Становится выраженным исходное положение. При показе и объяснении движений воспитатель обращает внимание детей на некоторые элементы прыжков, например, правильное исходное положение в прыжках в длину и глубину. Наиболее частыми недочетами исходной позы являются плотная постановка стоп или непараллельное их расположение, разведенные наружу носки, а также слишком глубокое приседание и отведение рук далеко назад — вверх. На 5-м году почти все дети отталкиваются одновременно двумя ногами. Появляется и взмах руками. Однако полной согласованности в замахе, выносе рук вперед и отталкивании еще нет. Ее и не следует добиваться. Детей обучают в этом возрасте только взмаху рук вперед-вверх во время отталкивания.

Для улучшения согласованности прыжка со взмахом рук могут служить следующие два упражнения: (показ)

1.Стоя руки вниз, подниматься на носки и опускаться на всю стопу, сначала не помогая руками, а затем сочетая со взмахом рук вперед — вверх;

2. Из полуприседа руки опущены вниз и немного отведены назад, выпрямляться, поднимаясь на носочки и опускаться на всю стопу, взмахивая руками вперед-вверх.

(Продолжение практической части: прыжок в длину с места, перепрыгивание, прыжки на правой и левой ноге на месте)

В старшей группе к освоенным ранее видам прыжков – вверх, в глубину, в длину с места – предъявляются большие требования, педагог добивается хорошей техники при отталкивании, в полёте и приземлении. А также добавляются новые виды прыжков: прыжки в высоту и в длину с разбега.

Подскоки выполняются сериями по 30-40 прыжков 2-3 раза. Они выполняются детьми легко, ритмично, и поэтому педагог вводит усложнения: при подпрыгивании на месте дети совершают дополнительные движения ногами (ноги скрестно; одна нога вперед, другая назад; с ноги на ногу); прыгают на одной ноге: на месте и, продвигаясь вперед; через линию, веревку боком, с поворотом на прыжке; с разнообразными движениями рук (поднимают вперед, в стороны; делают хлопки перед собой, над головой, сзади себя); перепрыгивают пластмассовые кегли и т. п. В прыжках на двух и одной ноге дети продвигаются вперёд на 2-3 м. Педагог учит детей не только мягко приземляться, но и сильнее отталкиваться от земли, пола, чтобы подпрыгнуть выше, задает единый для всех ритм подпрыгиваний с помощью бубна. Упражнения выполняются группами детей или индивидуально.

Упражнения в спрыгивании в старшей группе проводятся чаще всего в сочетании с другими видами движений, например спрыгивание с гимнастической скамейки (бревна, доски) после упражнений в равновесии. Как и прежде, главным остается мягкое и устойчивое приземление. Высота предметов для спрыгивания достигает 30 см.

Продолжается работа над совершенствованием прыжка в длину с места. В этом виде прыжка у детей имеются определенные навыки. Дети самостоятельно занимают удобное исходное положение, взмахивают руками вперед-вверх во время отталкивания, сохраняют равновесие в полете и устойчиво приземляются. Но все же, несмотря на неплохую согласованность движений рук с отталкиванием, движения эти недостаточно энергичны и активны. На это и нужно, прежде всего, обратить внимание в старшей группе. Кроме того, дети плохо выносят в полете ноги вперед, в результате чего у многих еще получается приземление на прямые ноги. Некоторые дети во время прыжка сильно наклоняют голову. Воспитатель неоднократно показывает и объясняет правильную технику движения, стараясь, чтобы каждый понял свою ошибку.

Для отработки некоторых элементов прыжка в длину с места применяются простейшие подводящие упражнения:

— Овладению, например, активным отталкиванием, согласованным с энергичным взмахом руками вперед-вверх, помогает имитация этого движения, стоя на месте без прыжка. (Показ 1: Валя В этом упражнении вместе с резким взмахом руками вперед-вверх (свободно, одновременно, выше головы) в момент распрямления ног и подъема на носки ребенок добивается устремленности всего тела в направлении предполагаемого прыжка. Голова, грудь, плечи тянутся вперед.)

— Вынесение ног вперед в полете тоже опробывается в подводящих упражнениях. (Показ 2: дети выносят махом вперед колено, а за ним выбрасывают и голень.)

В старшей группе начинается обучение прыжкам с разбега в высоту и с разбега в длину. В отношении координации движений эти прыжки сложнее прыжков с места. Основное требование – уметь сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки.

Разбег для прыжка в длину колеблется у старших дошкольников в пределах 6—12 м. Обучение прыжкам в длину с разбега проходит на спортивной площадке ДОУ, оборудованной прыжковой ямой. (Параметры прыжковой ямы, требования к её оформлению вы найдёте в раздаточном материале).

К концу года дети должны совершать прыжок на расстояние не менее 100 см.

Упражнение в прыжках в длину с разбега выполняется поточным способом. На одном занятии дети выполняют примерно 5—7 прыжков с естественными промежутками, во время которых они возвращаются на исходную позицию и выслушивают пояснения педагога.

В высоту детей учат прыгать, согнув ноги, с прямого разбега. Приземление в данном виде прыжка в зависимости от интенсивности (высоты) прыжка может произойти либо перекатом с пятки на всю ступню (если прыжок далеко-высокий), либо на носки с последующим опусканием на стопу (если прыжок высокий). При приземлении не следует стремиться присесть очень глубоко, в этом случае труднее удержать равновесие. Руки при опускании на землю остаются впереди.

Важно, чтобы вначале дети научились после небольшого разбега преодолевать препятствие, не останавливаясь перед ним и не набегая на него, а также отталкиваться после разбега одной ногой — правой или левой, какой ребенку удобно. Разбег перед прыжком должен быть прямолинейным, смотреть при разбеге лучше на место отталкивания или в определенную точку веревки, планки. Разбег не должен быть большим, примерно 6—9 шагов. Во время разбега необходимо набрать и сохранить до момента отталкивания определенную скорость.

Для эффективного отталкивания особенно важна точность последних шагов разбега. Если у ребенка не получается сочетание разбега с отталкиванием, он останавливается, отталкивается двумя ногами или натыкается на планку, рекомендуется дать прыжок с разбега из трех шагов. Планка в этом случае приподнята на небольшую высоту. Это упражнение помогает детям освоить слитное движение разбега и отталкивания.

Начиная с небольшой высоты, всего в 15—20 см, следует постепенно ее увеличивать до 40 см и более к подготовительной группе. Повышать высоту можно только тогда, когда большинство детей освоят правильный прыжок на заданной ранее высоте. Стремиться к большей высоте прыжка, допуская при этом искажение техники, нецелесообразно.

Для прыжков в высоту с разбега используется веревка, к концам которой пришиваются мешочки с песком весом по 100 г. Её удобно положить на стулья или колышки стоек, повернутые в направлении прыжка. Благодаря грузам на концах веревка не провисает, а если ребенок заденет ее, она легко падает. Недопустимо привязывать веревку с двух концов или крепко держать ее в руках. Задев за веревку, ребенок может упасть.

При разучивании прыжков в высоту чаще всего применяется поточный способ организации детей. При выполнениях прыжков в высоту обязательна страховка воспитателем. Во время выполнения детьми прыжков в высоту с разбега воспитатель должен стоять с той стороны, где дети приземляются, чтобы в случае необходимости оказать помощь. Прыжки в высоту повторяются примерно 5—7 раз. (Практикум, Валя показывает, затем все повторяют: прыжок в высоту с разбега; без Вали прыжок вверх с небольшого разбега с доставанием предмета, на правой и левой ноге между предметами, в длину с места.)

В подготовительной к школе группе продолжается работа над улучшением техники во всех видах прыжков. Прыжки вверх у детей достаточно мощные, и поэтому усложняются задания – повернуться во время прыжка кругом, выполнить прыжок из глубокого приседа. Чтобы прыжок был как можно выше, детям предлагают в высшей точке полёта максимально подтянуть к груди колени согнутых ног, затем быстро разогнуть ноги и мягко приземлиться.

Такие же требования ставятся и при прыжке в глубину: выполнить поворот на 1800; спрыгнуть спиной вперёд; спрыгивая с высоты, попадать в определенное место, например за линию, начерченную перед скамейкой или другим предметом, с которого дети спрыгивают, на расстоянии 15— 20 см, или в круги, выложенные из веревки. Такие задания требуют от детей умения соразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитав точность приземления в определенное место. Высота предметов, с которых дети спрыгивают, не должна превышать 30—40 см.

Усложняются прыжки на двух ногах с продвижением вперёд: надо уметь прыгать по доске или скамейке; с зажатым между ног предметом; боком через линию, продвигаясь вперёд; змейкой; вверх и вниз по доске, положенной наклонно.

При прыжках в высоту и в длину с разбега, учитывая накопленный детьми опыт, повышаются требования к более точному попаданию ногой на место отталкивания и к слитности отталкивания с разбегом. В полете дети учатся принимать более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением. Приземление становится более устойчивым. Чтобы приучить детей отталкиваться сильнее и прыгать дальше, применяются разнообразные ориентиры — черта, флажок, до которых ребенок должен постараться допрыгнуть или перепрыгнуть через них. Помогает акцентировать внимание на достаточной высоте взлета преодоление в прыжке невысокого (10—15 см) препятствия, впрыгивания обеими ногами одновременно или одной на два положенных друг на друга мата или другое возвышение.

В качестве дополнительных упражнений целесообразны прыжки через разложенные на полу, примерно на расстоянии 60—80 см друг от друга (а при беге 100 см) малые набивные мячи или большие мешочки с песком. Дети прыгают через 4—5 мячей последовательно на двух ногах вместе либо шагами с ноги на ногу.

Прыжки с разбега, как в высоту, так и в длину являются технически сложными упражнениями. Качества, необходимые для эффективных прыжков с разбега, недостаточно хорошо еще развиты у дошкольников. Они формируются только в школьные годы. Поэтому в детском саду не следует добиваться полной отработки техники этих движений. Не следует стремиться и к достижению максимальных результатов прыжков в повседневных занятиях. В детском саду важно лишь заложить правильные основы техники выполнения прыжков.

(Практикум: Прыжки на двух ногах правым, левым боком, прыжки назад. Прыжки на препятствие (мат) высотой 20см. Прыжки последовательно через 5-6 предметов высотой 15-20см, толкаясь одной ногой.)

Начиная со средней группы, детей подводят к прыжкам через короткую скакалку. Воспитатель помогает каждому подобрать скакалку по росту. Вначале, держа её впереди, дети перешагивают или перепрыгивают через неё, затем учатся держать её сзади, вращать её из-за головы вперёд одновременно двумя руками и перепрыгивать через скакалку, когда она коснётся пола. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Кружение скакалки должно быть непрерывным, без задерживания ее под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть скакалку ногами. При прыжках ноги должны быть возможно меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение. Вращается скакалка в основном за счет движений кистями; руки не следует напрягать, держат их по направлению в стороны — вниз. Вначале прыжки выполняют медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивается; усложняются и задания. В начале года на одном занятии детям предлагают сделать от 10 до 20 прыжков, к концу по 20 прыжков два-три раза с перерывами для отдыха. Дышать во время прыжков надо равномерно, не задерживая дыхания.

В старшей группе приступают к систематическому разучиванию прыжков со скакалкой. Детей учат прыгать через скакалку разными способами: на двух ногах, с ноги на ногу, вперёд и назад, с междускоком. Продолжительность непрерывных прыжков со скакалками при систематических занятиях может быть доведена у старших дошкольников до 1-1,5 мин., в чередовании с отдыхом 2-3 раза. Прыжки через скакалку обязательны и для мальчиков.

Программой ставится задача – учить детей старшей группы прыжкам через длинную скакалку.

Начинать обучение следует с пробеганий.

Пробегания предшествуют в обучении перепрыгиваниям и прыжкам. При пробеганиях скакалку равномерно кружат в сторону занимающегося, сверху вниз. При этом в нижней точке скакалка почти касается земли. Пробегают вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас же после того, как скакалка пройдет мимо лица пробегающего по направлению к земле. На первом этапе скакалку обязательно вращает воспитатель с одним из детей. По мере появления умений согласовывать свои действия с вращением скакалки её вращают двое детей.

После пробеганий переходят к разучиванию перепрыгиваний. Перепрыгивания представляют собой подготовительные упражнения для прыжка. Целесообразно использовать сначала перепрыгивания через неподвижную скакалку, подвешенную на высоте 3—5 см от земли (перешагнуть с места, перешагнуть с бега, прыгнуть с одной ноги на другую и т. д.). Такие же упражнения можно проводить и через качающуюся скакалку. Затем только переходят к перепрыгиваниям через вращающуюся скакалку. При перепрыгиваниях скакалку вращают по отношению к занимающемуся вперед (от лица к ногам). Вбегают для перепрыгивания сразу после того, как скакалка начнет передвигаться к земле.

Если во время прыжка через длинную скакалку ребенок заденет ее, то скакалку надо немедленно отпустить, иначе ребенок может упасть.

При систематической работе уже в старшей группе дети хорошо владеют скакалкой. Поэтому в программу подготовительной к школе группы входит повторение всех видов прыжков, предложенных для старшей группы. В целом содержание прыжков со скакалкой становится сложнее и многообразнее. Можно вводить упражнения, требующие высокой координации движений, согласованности действий нескольких детей, ловкости, выносливости, развитого чувства ритма, например: бег со скакалкой, разнообразные прыжки с ней: парами, стоя лицом друг к другу или друг за другом, прыжки через большой обруч (как через скакалку).

(Практикум)

Различные виды прыжков используются в подвижных играх.

— Начиная с первой младшей группы, проводятся подвижные игры с подпрыгиванием, например, «Мой весёлый, звонкий мяч».

— Во второй младшей группе прыжки в длину с места используются в подвижной игре «С кочки на кочку».

— В средней группе в подвижной игре «Птички и кошка» используется спрыгивание.

— В старшей группе в подвижной игре «Не оставайся на полу» используется впрыгивание на предмет, а в подвижной игре «Классы» — прыжки на одной ноге с продвижением.

— В подготовительной к школе группе в подвижной игре «Волк во рву» используется прыжок в высоту с разбега.

Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Педагогический контроль в физическом воспитании – это система показателей, дающих объективную информацию о динамике (положительной или отрицательной) физических параметров детей (физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность и состояние здоровья) в процессе их жизнедеятельности, определяющая перспективы роста и развития.

Целью педагогического контроля является:

— выявление уровня физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей;

— осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании детей;

— упорядочение записей данных, сбор информации.

Обследование развития движений в нашем ДОУ проводится 2 раза в год — в начале учебного года (в сентябре) и в конце учебного года (в мае). Анализ данных этих обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств детей и помогает определить успешность освоения программного материала.

В нашем ДОУ проводится диагностика следующих видов прыжков: прыжка в длину с места, прыжка в длину с разбега, прыжка в высоту с разбега.

С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра.

При тестировании прыжка в длину с места учитывается расстояние прыжка от линии до места соприкосновения пяток с грунтом. Приземление совершается на мягкий грунт или мат. Результат прыжка измеряется сантиметровой лентой или планкой с сантиметровой разметкой (длина 2м.). Выполняется 3 попытки подряд. Учитывается лучший результат.

По такому же принципу диагностируется прыжок в длину с разбега. На участке предварительно готовится яма для прыжков (рыхлится песок, указывается место отталкивания.). Результат прыжка измеряется сантиметровой лентой или планкой с сантиметровой разметкой (длина 2м.). Выполняется 3 попытки подряд. Учитывается лучший результат.

Для обследования прыжков в высоту с разбега для зала готовятся стойки для прыжков в высоту, резиновая дорожка и чётко обозначается место для отталкивания. Высота увеличивается постепенно (на 5см.). Каждому ребёнку даётся три попытки подряд, фиксируется лучший результат.

Все результаты диагностики заносятся в сводную таблицу, составленную на каждую возрастную группу. (Показатели прыжков в длину с места, прыжков в длину с разбега, а так же прыжков в высоту с разбега вы найдёте в раздаточном материале)

>Разбор по буквам:

  • 1-я буква П
  • 2-я буква Л
  • 3-я буква А
  • 4-я буква Н
  • 5-я буква К
  • 6-я буква А
  • Варианты вопросов:

    • Небольшая гладкая дощечка, пластинка, полоска из дерева, металла, ткани.
    • Небольшая гладко обстроганная доска, дощечка или металлическая полоска для разных надобностей; доска или металлическая полоса, прибитая в виде скрепы поверх чего-нибудь
    • Прицельная полоска стали, припаянная на двустволке
    • Перекладина в прыжках в высоту
    • Дощечка
    • Злейший враг прыгуна в высоту
    • Гладкая дощечка
    • Пик для альпиниста, а она для прыгуна
    • Она падает, когда ее задевает прыгун-шестовик
    • Ее перелетает прыгун в высоту
    • Барьер прыгуна в высоту
    • Рубеж прыгуна в высоту
    • Рейка на стойках для прыгунов
    • Завышенная самооценка
    • Ее покоряет прыгун в высоту
    • Она падает, когда ее задевает прыгун
    • Гладкая дощечка, пластинка
    • Часть спортивного снаряда, тонкая длинная пластинка (барьер при прыжках)
    • Небольшая гладкая дощечка, пластинка, полоска из дерева, металла, ткани
    • Ж. немецк. небольшая дощечка, полоса, брусок в деле. Прибить, пришить планку под полку. Морск. деревянный костыль у борта, для крепы, наверту снастей. Планковый, планочный, к ней относящийся
    • Некий уровень мастерства (перен.)

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *