Рефлекс собаки Павлова

Рефлекс собаки Павлова

Собака Павлова.

Павлов Иван Петрович, русский ученый и лауреат нобелевской премии ставил экспериментами над собаками в области пищеварения.

Суть эксперимента, прославившего Павлова, заключался в следующем: Павлов звонит в колокольчик и дает собаке поесть. Затем снова звонит в колокольчик и снова дает поесть. Затем звонит в колокольчик и дает есть и так далее, пока однажды, он позвонив в колокольчик, не дал собаке еды. Собака все равно приготовилась принять пищу, как будто увидела перед собой любимую еду. У нее выработалась слюна и она была по всем признакам похожа на собаку, перед которой лежал кусок мяса. Услышав колокольчик, собака непроизвольно готовится к приему пищи, облизывается, глотает слюну — это и есть условный рефлекс.

Первый русский нобелевский лауреат был не просто доктором с колокольчиком, он родился в христианской семье, где до него все представители мужского пола были служителями в церкви. его даже уже отправили учиться в духовную семинарию. Однако Иван Петрович бросил учебу и выбрал не самую популярную науку, пищеварение, когда весь остальной мир изучал сексуальные отношения и вселенную микробов. Он решил посвятить свою жизнь изучению пищеварительного тракта.

Его выдвигали на нобелевскую премию 64 раза. И в 1904 году он получает нобелевскую премию за суровый опыт над собакой. В собаке делалось два отверстия, одно в пищеводе, другое в желудке. Собака глотала кусок мяса, он выпадал из первого отверстия, а из другого капал сок желудочный сок. Еда не достигла желудка, а переваривание уже началось. Это значит, что пищеварение находится под контролем высшей нервной деятельности.

Российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель самой крупной отечественной физиологической школы.

Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил (1864) ря­зан­ское ду­хов­ное училище и 5 клас­сов ду­хов­ной се­ми­на­рии, но за­тем под влия­ни­ем пуб­ли­ци­стических ста­тей Д.И. Пи­са­ре­ва, при­зы­вав­ше­го изу­чать пси­хическую дея­тель­ность ес­те­ст­венно-на­учными ме­то­да­ми, а так­же кни­ги И. М. Се­че­но­ва «Реф­лек­сы го­лов­но­го моз­га» от­ка­зал­ся от карь­е­ры свя­щен­но­слу­жи­те­ля и в 1870 году по­сту­пил на ес­тественное от­де­ле­ние фи­зи­ко-ма­те­ма­тического фа­куль­тета Санкт-Пе­тербургского университета по спе­ци­аль­но­сти фи­зио­ло­гия. За вре­мя обу­че­ния про­во­дил экс­пе­риментальные ис­сле­до­ва­ния под руководством И. Ф. Цио­на, под влия­ни­ем ко­то­ро­го про­ник­ся иде­ей нер­виз­ма (по Пав­ло­ву – «фи­зио­ло­гического на­прав­ле­ния, стре­мя­ще­го­ся рас­про­стра­нить влия­ние нерв­ной сис­те­мы на воз­мож­но боль­шее ко­ли­че­ст­во дея­тель­но­стей ор­га­низ­ма»). По­сле окон­ча­ния университета (1875) с ди­пло­мом кан­ди­да­та ес­тественных на­ук и зо­ло­той ме­да­лью за луч­шую на­учную ра­бо­ту («О нер­вах, за­ве­дую­щих ра­бо­той в под­же­лу­доч­ной же­ле­зе») по­сту­пил на 3-й курс Ме­ди­ко-хи­рур­гической ака­де­мии (с 1881 года — Во­ен­но-медицинская ака­де­мия, ВМА). Учё­бу (1875–1878) со­вме­щал с про­ве­де­ни­ем са­мо­сто­ятельных на­учных ис­сле­дова­ний на ка­фед­ре фи­зио­ло­гии профессора К. Н. Ус­ти­мо­ви­ча (в Ве­те­ри­нар­ном от­де­ле­нии ака­де­мии). По­сле за­вер­ше­ния учё­бы (1879) со сте­пе­нью «ле­ка­ря с от­ли­чи­ем» ос­тав­лен в ака­де­мии для под­го­тов­ки док­тор­ской дис­сер­та­ции, ко­то­рую за­щи­тил в 1883 году. В 1879–1890 годах Павлов тру­дил­ся в фи­зио­ло­гической ла­бо­ра­то­рии при кли­ни­ке С. П. Бот­ки­на в ВМА. В 1884–1886 годах ста­жи­ро­вал­ся в Гер­ма­нии в ла­бо­ра­то­ри­ях Р. Гей­ден­гай­на и К. Люд­ви­га. В 1891году воз­гла­вил фи­зио­ло­гический от­дел Института экс­пе­риментальной ме­ди­ци­ны (ИЭМ), ор­га­ни­зо­ван­но­го при его не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии. По ини­циа­ти­ве Павлова при ИЭМ бы­ло по­строе­но зда­ние осо­бой кон­ст­рук­ции («баш­ня мол­ча­ния») для изу­че­ния ус­лов­ных реф­лек­сов. В 1921 году был из­дан дек­рет СНК РСФСР о соз­да­нии ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих на­учные ис­сле­до­ва­ния Пав­ло­ва. В 1925 году он ос­та­вил ра­бо­ту в ВМА; его фи­зио­ло­гическая ла­бо­ра­то­рия в АН бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Институт фи­зио­ло­гии АН СССР (с 1936 года но­сит имя И. П. Пав­ло­ва), ко­то­рым он ру­ко­во­дил до кон­ца жиз­ни.

Основные на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний Павлова свя­за­ны с изу­че­ни­ем фи­зио­ло­гии кро­во­об­ра­ще­ния, пи­ще­ва­ре­ния и выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти (ВНД). В сво­ей док­тор­ской диссертации «Цен­тро­беж­ные нер­вы серд­ца» (1883) до­ка­зал на­ли­чие сим­па­тических нерв­ных во­ло­кон, сти­му­ля­ция ко­то­рых уси­ли­ва­ет сер­деч­ные со­кра­ще­ния. Изу­чая фи­зио­ло­гические и фар­ма­ко­ло­гические про­бле­мы кро­во­об­ра­ще­ния, соз­дал сер­деч­но-лё­гоч­ный пре­па­рат (1887) для ис­сле­до­ва­ния дей­ст­вия кар­дио­троп­ных ле­карств на серд­це. Раз­ра­бо­тал и усо­вер­шен­ст­во­вал ме­то­ды хи­рур­гических опе­ра­ций по соз­да­нию изо­ли­ро­ван­но­го (ма­лень­ко­го, «уе­ди­нён­но­го») же­лу­доч­ка с со­хра­нён­ны­ми блу­ж­даю­щи­ми нер­ва­ми (1894). Осу­ще­ст­вил (1889) «мни­мое корм­ле­ние» эзо­фа­го­то­ми­ро­ван­ной со­ба­ки (с пе­ре­ре­зан­ным пи­ще­во­дом и хро­нической фис­ту­лой же­луд­ка) для изу­че­ния нерв­ной ре­гу­ляции же­лу­доч­ных же­лёз и ро­ли ЦНС в сек­ре­ции же­лу­доч­но­го со­ка (впо­след­ст­вии та­кие жи­вот­ные ис­поль­зо­ва­лись при по­лу­че­нии чис­то­го же­лу­доч­но­го со­ка для ле­че­ния боль­ных). Фис­ту­лы на­кла­ды­ва­лись на же­лу­док, пи­ще­вод, про­то­ки слюн­ной и под­же­лу­доч­ной же­лёз, тон­кую киш­ку, жёлч­ный про­ток и иг­ра­ли роль свое­об­раз­ных «окон» в эти ор­га­ны. Ис­поль­зуя их, впер­вые уда­лось изу­чить всю сис­те­му пи­ще­ва­ре­ния во взаи­мо­дей­ст­вии её от­дель­ных ком­по­нен­тов. Бла­го­да­ря хро­ническим экс­пе­ри­мен­там, раз­ра­бо­тан­ным на ос­но­ве дос­ти­же­ний хи­рур­гии то­го вре­ме­ни (асеп­ти­ки и ан­ти­сеп­ти­ки, нар­ко­за и ане­сте­зии, фи­ли­гран­ной тех­ни­ки по­ло­ст­ных опе­ра­ций), Павлов кар­ди­наль­но из­ме­нил фи­зио­ло­гические пред­став­ле­ния о пи­ще­ва­ре­нии. Мно­го­лет­ние ис­сле­до­ва­ния Павлова с со­труд­ни­ка­ми дея­тель­но­сти пи­ще­ва­рительных же­лёз и ме­ханиз­мов пи­ще­ва­ре­ния обоб­ще­ны в его книге «Лек­ции о ра­бо­те глав­ных пи­ще­ва­ри­тель­ных же­лёз» (1897).

В 1902 году при изу­че­нии слюн­ных же­лёз Павлов от­крыл ус­лов­ные реф­лек­сы и по­сред­ст­вом их ис­сле­до­ва­ния раз­ра­бо­тал ме­тод фи­зио­ло­гического объ­ек­тив­но­го изу­че­ния пси­хической дея­тель­но­сти; так был про­то­рён путь к соз­да­нию но­во­го раз­де­ла фи­зио­ло­гической нау­ки – фи­зио­ло­гии ВНД. При­сту­пая к изу­че­нию пси­хических про­цес­сов, Павлов ис­хо­дил из то­го, что ду­ша и те­ло не­раз­де­ли­мы, и стро­го сле­до­вал всем прин­ци­пам на­учной ме­то­до­ло­гии. Он сфор­му­ли­ро­вал три основных прин­ци­па реф­лек­тор­ной тео­рии: струк­тур­но­сти (пси­хическая дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся оп­ре­де­лён­ны­ми струк­ту­ра­ми моз­га), де­тер­ми­низ­ма (при­чин­ной обу­слов­лен­но­сти ка­ж­дой пси­хической ре­ак­ции), ана­ли­за и син­те­за (как основных про­цес­сов об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции в ЦНС). Ес­ли без­ус­лов­ные реф­лек­сы яв­ля­ют­ся ре­ак­ция­ми ор­га­низ­ма, по­сред­ст­вом ко­то­рых он от­вер­га­ет или ус­ваи­ва­ет вы­звав­шие их раз­дра­жи­те­ли, то ус­лов­ные реф­лек­сы пред­став­ля­ют со­бой ре­ак­ции на сти­му­лы, слу­жа­щие сиг­на­ла­ми для по­сле­дую­щих со­бы­тий, ко­то­рые не в дан­ный мо­мент, а че­рез ка­кое-то оп­ре­де­лён­ное вре­мя по­тре­бу­ют этих ре­ак­ций. Сле­до­ва­тель­но, ус­лов­но-реф­лек­тор­ная дея­тель­ность обес­пе­чи­ва­ет уп­ре­ж­даю­щее (фор­по­ст­ное) ре­гу­ли­ро­ва­ние функ­ций ор­га­низ­ма. Она стро­ит­ся на ос­но­ве ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та. Бла­го­да­ря ей ор­га­низм ус­та­нав­ли­ва­ет с ок­ру­жаю­щей сре­дой вре­мен­ные свя­зи, обес­пе­чи­ваю­щие тон­кое при­спо­соб­ле­ние к её по­сто­ян­ным из­ме­не­ни­ям.

Павлов ус­та­но­вил чёт­кие пра­ви­ла вы­ра­бот­ки ус­лов­ных реф­лек­сов, клас­си­фи­ци­ро­вал их. По­ка­зал, что на­ря­ду с воз­бу­ж­де­ни­ем важ­ную роль в ВНД иг­ра­ет тор­мо­же­ние (без­ус­лов­ное, ус­лов­ное, за­пре­дель­ное). И воз­бу­ж­де­нию, и тор­мо­же­нию при­су­щи как ир­ра­диа­ция (рас­про­стра­не­ние), так и кон­цен­тра­ция в ко­ре боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га. Та­кое дви­же­ние во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве моз­га основных нерв­ных про­цес­сов при ус­лов­но-реф­лек­тор­ной дея­тель­но­сти со­зда­ёт «ри­су­нок» под­виж­ной мо­заи­ки, ко­то­рый не­пре­рыв­но из­ме­ня­ет­ся: тор­мо­же­ние сме­ня­ет­ся воз­бу­ж­де­ни­ем, воз­бу­ж­де­ние – тор­мо­же­ни­ем. Ос­но­ву «мо­заи­ки» со­став­ля­ют от­ве­ты ЦНС на те­ку­щие раз­дра­жи­те­ли, а на них «на­слаи­ва­ют­ся» по­след­ст­вия ир­ра­диа­ци­он­ных и ин­дук­ци­он­ных взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду про­цес­са­ми воз­бу­ж­де­ния и тор­мо­же­ния. Он пред­став­лял ра­бо­ту ко­ры боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га, осу­ще­ст­вляю­щей ВНД, в ви­де вспы­хи­ваю­щих и за­ту­хаю­щих, не­пре­рыв­но пе­ре­ме­жаю­щих­ся «мер­ца­ний» (в середине ХХ века ре­аль­ность пав­лов­ско­го пред­ви­де­ния бы­ла под­твер­жде­на по­сред­ст­вом ме­то­ди­ки элек­тро­эн­це­фа­ло­ско­пии).

Осоз­на­вая, что пси­хические про­цес­сы де­тер­ми­ни­ро­ва­ны и в то же вре­мя им, в от­ли­чие от без­ус­лов­ных реф­лек­сов, свой­ст­вен­на не­оп­ре­де­лён­ность, Павлов и его со­труд­ни­ки объ­яс­ни­ли это от­час­ти раз­ли­чия­ми в ти­пах ВНД. По­ка­за­те­ли ин­ди­ви­ду­аль­ных ти­по­ло­гических раз­ли­чий бы­ли най­де­ны в ге­не­тических осо­бен­но­стях воз­бу­ди­тель­но­го и тор­моз­но­го про­цес­сов в выс­ших от­де­лах ЦНС. Для изу­че­ния ге­не­тичеких ас­пек­тов ВНД Павлов в 1920-е годы пре­вра­тил пи­том­ник для под­опыт­ных жи­вот­ных в с. Кол­ту­ши под Ле­нин­гра­дом (ны­не на­учный го­ро­док Пав­ло­во) в био­ло­гическую стан­цию, став­шую «сто­ли­цей ус­лов­ных реф­лек­сов». Он ввёл по­ня­тие «сиг­наль­ные сис­те­мы» – как сис­те­мы ус­лов­но-реф­лек­тор­ных свя­зей, обес­пе­чи­ваю­щей че­ло­ве­ку глу­бо­кое по срав­не­нию с жи­вот­ны­ми аб­ст­ра­ги­ро­ва­ние от ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти.

Павлов изу­чал па­то­ло­гические пси­хические со­стоя­ния че­ло­ве­ка на ба­зе соз­дан­ных им нев­ро­ло­гических и пси­хи­ат­рических кли­ник. Он ввёл в прак­ти­ку про­ве­де­ние не толь­ко фи­зио­ло­гических, но и кли­нических «пав­лов­ских сред», на ко­то­рых еже­не­дель­но об­су­ж­да­лись ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­тов, про­во­ди­мых на жи­вот­ных, и об­сле­до­ва­ний боль­ных лю­дей.

На­учное на­сле­дие Павлова до сих пор оп­ре­деля­ет об­лик современной фи­зио­ло­гии и ря­да смеж­ных био­ло­гических на­ук. Оно ос­та­ви­ло за­мет­ный след в пси­хо­ло­гии и пе­да­го­гике. Осо­бен­но ве­ли­ко зна­че­ние его ис­сле­до­ва­ний для ме­ди­ци­ны. Под их влия­ни­ем фор­ми­ро­ва­лись круп­ные шко­лы в те­ра­пии, хи­рур­гии, пси­хи­ат­рии, нев­ро­па­то­ло­гии. Что же ка­са­ет­ся фи­зио­ло­гической шко­лы Павлова, то она, по сло­вам А. А. Ух­том­ско­го, «пред­став­ля­ет со­бой со­вер­шен­но ис­клю­чи­тель­ное яв­ле­ние в ис­то­рии нау­ки как по раз­ма­ху дея­тель­но­сти, так и по чис­лу ра­бот­ни­ков, от­дав­ших ей свои да­ро­ва­ния и си­лы». Павлов под­го­то­вил бо­лее 250 док­то­ров ме­ди­ци­ны. Его уче­ни­ки воз­глав­ля­ли ка­фед­ры во мно­гих уни­вер­си­те­тах, медецинских, пе­да­го­гических, ве­те­ри­нар­ных ин­сти­ту­тах Рос­сии и Советского Сою­за, а так­же за­ру­беж­ных стран.

Павлов яв­лял­ся пред­се­да­те­лем Общества русских вра­чей (1906–1913), ос­но­ва­те­лем Российского общества фи­зио­ло­гов (1917), ко­то­рое но­сит его имя, и «Рус­ско­го фи­зио­ло­ги­че­ско­го жур­на­ла им. И. М. Се­че­но­ва» (1917). Ему при­су­ж­де­на ме­даль Г. Ко­п­ли Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества (1915). Имя Павлова при­свое­но ря­ду на­учных уч­ре­ж­де­ний и учеб­ных за­ве­де­ний. АН СССР уч­ре­ди­ла пре­мию им. И. П. Пав­ло­ва за луч­шую на­учную ра­бо­ту в об­лас­ти фи­зио­ло­гии (1934) и Зо­ло­тую ме­даль им. И. П. Пав­ло­ва за со­во­куп­ность ра­бот по раз­ви­тию уче­ния Пав­ло­ва (1949).

Иван Петрович Павлов был ве­ли­ким гра­ж­да­ни­ном и пат­рио­том, он внёс ог­ром­ный вклад в ук­реп­ле­ние ме­ж­ду­народного пре­сти­жа Рос­сии, а по­то­му с пол­ным пра­вом го­во­рил о се­бе: «Что ни де­лаю, по­сто­ян­но ду­маю, что слу­жу этим, сколь­ко мне по­зво­ля­ют мои си­лы, пре­ж­де все­го, мо­ему Оте­че­ст­ву, на­шей рус­ской нау­ке».

Творческий путь И. П. Павлова начинается в маленькой экспериментальной лаборатории при клинике выдающегося русского терапевта С. П. Боткина в Петербурге. Здесь, в тесной комнатке были проделаны его первые блестящие опыты; здесь оформилась у него идея нервизма — идея, которая легла в основу всех его дальнейших исследований.

Под нервизмом Павлов понимал широкое влияние центральной нервной системы на всю жизнедеятельность организма.

Реклама

Диссертация И. П. Павлова на степень доктора медицины была посвящена описанию открытого им нерва, усиливающего работу сердца. Исследования молодого ученого в области физиологии сердца внесли много нового в решение вопроса о саморегуляции кровяного давления.

Однако это было только преддверием других, глубоко оригинальных, поистине новаторских работ…

Одна из важнейших проблем физиологии — физиология пищеварения. Ученых издавна интересовали те невидимые изменения, которые происходят с пищей в организме. Каким образом, под влиянием каких сил пищевые вещества перевариваются в желудке, расщепляются, изменяются, превращаясь в клетки и ткани самого организма?

Реклама

К тому времени, когда Павлов начал свои искания, в этой области уже было сделано немало открытий. Однако очень многое еще оставалось неясным. Главная трудность состояла в отсутствии метода — казалось невозможным проследить за ходом пищеварения в здоровом организме. Чаще всего применялся так называемый «острый опыт», когда животному, находившемуся под наркозом, в поджелудочную железу вставляли трубку и следили за отделением сока. Были и другие попытки — вшить в проток поджелудочной железы стеклянную или свинцовую трубочку, но операция вызывала воспалительный процесс.

Ни тот, ни другой метод не удовлетворяли Павлова. Ученого интересовало не действие одного изолированного органа, а весь целостный организм, его связи и взаимодействия с окружающей средой. Павлов считал, что особое значение имеет изучение обычных, нормальных реакций животного на раздражение.

В 1879 году Павлову удалось осуществить классическую операцию. Наложив собаке постоянную фистулу (фистула — отверстие) поджелудочной железы и добившись, чтобы животное оставалось после этого здоровым, он получил возможность наблюдать за нормальным ходом пищеварения. Впоследствии в лабораториях Павлова делались и другие блестящие по технике и оригинальные по замыслу операции. Животным накладывали фистулы на желудок, кишечник, выводили наружу протоки слюнных желез.

Реклама

Своими опытами Павлов неопровержимо доказал огромную роль нервной системы в процессах пищеварения.

До конца своих дней, до глубокой старости Павлов сохранил ясность творческой, испытующей мысли, неиссякаемую энергию и ту великую страстность в работе и научных исканиях, которую он завещал молодежи.

Теги: ученые, медицина, исследования, Иван Павлов, физиология, опыты

Загрина Н. А.

Особое место в творчестве И. П. Павлова занимает его работа «Рефлекс цели» (1916 г.), который он относил к категории врожденных свойств человека, к основной деятельности нервной системы.
К мысли о необходимости установления особого «рефлекса цели» ученый пришел на основании наблюдения и анализа поведения людей.
«Рефлекс цели» Павлов определил как стремление к обладанию определенным раздражающим предметом. Ученый рассматривал «рефлекс цели» как важный фактор поведения, как проявление важнейшего стимула жизни. Он считал, что практические сведения о «рефлексе цели» очень нужны всем, и в первую очередь нужны русским в области воспитания. Именно поэтому с докладом на тему «Рефлекс цели» И. П. Павлов выступил на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г. Содержание речи сводится к следующему. В своей жизни человек преследует разные цели: высокие, низкие, важные, пустые. Отмечая отсутствие прямого соотношения между затрачиваемой энергией и важностью цели, Павлов говорил о том, что сплошь и рядом на совершенно пустые цели тратится огромная энергия и наоборот. Человек нередко работает с «одинаковым жаром» как для великой, так и пустой цели. В связи с чем необходимо отделить самый акт стремления от смысла и ценности цели. «Особенно ярко «рефлекс цели”, — подчеркивал Павлов проявляется в коллекционерстве. Ученый связывает вопрос о происхождении «рефлекса цели” с общим инстинктом жизни. Жизнь есть осуществления одной цели — сохранение самой жизни. Отмечая огромное жизненное значение «рефлекса цели”, Павлов подчеркивал: «Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели….
Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно все, пустяки, как и все важное и великое в жизни: удобства жизни (практики), хорошие законы (государственные люди), познания (образованные люди), научные открытия (ученые люди) и т. д.”.
Но когда исчезает цель, теряется и смысл жизни к себе привязывать человека. Ученый трактует причину самоубийств как падение инстинкта достижения цели.
Очень важным считал И. П. Павлов — и в этом весь смысл его выступления — известное напряжение рефлекса цели у каждого. Свои мысли относительно «рефлекса цели” необходимости его развития Павлов считал особенно важным для России. Согласно Павлову, отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушие, неряшливое отношение к работе, навевающее мрачное настроение — все это является проклятым «наследием крепостного права”. «Крепостное право, — говорил Павлов, — сделало из барина тунеядца, из крепостного совершенно пассивное существо, без жизненной перспективы”. Наиболее ярко рефлекс цели, по мнению ученого, развит у англосаксов. У них этот рефлекс максимально напряжен. Главным условием достижения цели англосакс считает существование препятствий, он вообще игнорирует невозможность достижения цели.
«Как это далеко от нас, — с горечью признавал Павлов, — у которых «обстоятельства” все извиняют, все оправдывают, со всем примиряют!”. Вместе с тем, свои размышления ученый заканчивает на оптимистической ноте: «И мечтается мне дальше испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательнейшим уходом, специальной гигиеной.
То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели. Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделают своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы”.
И. П. Павлов постоянно подчеркивал важность этого рефлекса в активном, целенаправленном поведении. Эти особенности — активность и целенаправленность поведения — как основы здоровой, счастливой, сознательной жизни следует развивать с самых ранних лет. На этой основе, считал И. П. Павлов, — должна быть построена вся система педагогики, воспитания подрастающего поколения.
Вопросы врожденного поведения (конкретное проявление в форме рефлекса цели), особенности русского ума и характера волновали Павлова как ученого и гражданина. Сегодня его своевременные мысли — должны стать достоянием все, живущих в России. Духовное наследие Павлова — жизненный источник, оно обладает мощной вдохновляющей силой и должно входить в образование учащихся. А задача музея Павлова — создать условия для духовного развития учащихся через личность ученого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *