Щенка в домашних условиях
Содержание
Команда «Фу»
Эта команда жизненно важна как для хозяина, так и для собаки. Если вы досконально обучите собаку этой команде, то сможете предотвратить множество неприятностей. Щенки любят подбирать все с земли, что чревато отравлениями и другими заболеваниями. Поэтому одна из первых команд, которую должна выучить собака, должна быть команда «фу». Для обучения этой команде, нужно зажать в ладони лакомство большим пальцем и протянуть собаке, если она попытается забрать еду, дать строгим голосом команду «фу», если собака не послушает, ударить ее по морде. Это кажется жестоким, но иначе вы не сможете без физического воздействия добиться четкого выполнения команды. Так же можно воспользоваться электрошоковый ошейник. В любом случае, вы должны добиться, чтобы при команде «фу» собака отворачивала морду от вашей руки. Когда команда закрепиться можно применять ее и в других ситуациях.
Команда «ко мне»
Вторая команда, которую должен выучить щенок. Особенно пригодится она вам на прогулках без поводка. С помощью лакомства подзываем собаку, кроме имени проговаривая команду. Когда щенок подойдет говорим, «Хорошо ко мне» угощаем и гладим. Щенок должен чувствовать и понимать, что хозяин им доволен. Закреплять эту команду нужно как можно чаще. Она должна быть доведена до автоматизма, т.к. собака может погнаться за кошкой или другой собакой и проигнорировать команду. Поэтому давать ее нужно как можно чаще и всегда поощрять за выполнение.
Команда «ко мне» — вторая команда, которую должен выучить щенок.
Команда сидеть
Еще одна простая команда, которой с легкостью можно обучить как взрослую собаку, так и щенка. Опять же, запасаемся лакомством, подзываем собаку и держим лакомство чуть выше ее носа проговаривая команду «сидеть», собака инстинктивно садиться – сразу хвалим собаку «Хорошо сидеть» и даем лакомство. Это одна из самых простых команд и на ее обучение достаточно 2-3 дней, так как собака сразу понимает, что от нее хотят.
Команда лежать
Опять же берем лакомство, подзываем щенка и держим вкусняшку на 2-3см выше пола, собака начнет наклоняться. Аккуратно второй рукой давим на спину приговаривая «лежать», когда собака ляжет, угостить лакомством и похвалить «Хорошо лежать». Эта команда, так же, как и команда сидеть, усваивается собаками очень быстро.
Команда рядом
Существует два метода обучения этой команде:
- При прогулке, когда собака идет на поводке и вырывается вперед, дать команду «Рядом» и слегка дернуть за поводок, возвращая собаку к своему колену. Но тут нужно быть очень внимательным, команда обязательно должна предшествовать дерганью собаки, иначе она будет восприниматься как наказание. И еще один важный момент, прежде чем вернуть собаку к ноге с помощью поводка, нужно сделать паузу в 1-2 секунды, дав собаке время сообразить, что от нее хотят.
- Второй метод более гуманный. Опять нам понадобится лакомство. Держим в руке лакомство чуть выше носа собаки и идем медленным шагом, приговаривая «Рядом, хорошо рядом». На первых парах вам придется часто поддерживать «энтузиазм» собаки с помощью вкусняшек. Однако этот метод не подходит для маленьких щенков. Такой команде их лучше обучать после 5-6 месяцев.
При прогулке, когда собака идет на поводке и вырывается вперед, дать команду «Рядом» и слегка дернуть за поводок, возвращая собаку к своему колену.
Держим в руке лакомство чуть выше носа собаки и идем медленным шагом, приговаривая «Рядом, хорошо рядом».
Команда Апорт
Под этой командой подразумевается двух этапное действие. Первый этап – принести предмет. Второй – отдать. Обучение нужно начинать со второго этапа. Взяв игрушку, нужно заинтересовать собаку и добиться чтобы она крепка держала ее в зубах и не отдавала ее. Играя с собакой, вы постоянно должны называть игрушку (палку, мяч) словом Апорт и хвалить собаку «Хорошо апорт». Обязательно нужно найти предмет, в котором ваш пес будет искренне заинтересован. После того, как собака привыкла к слову апорт, учим команду «дай». Для этого на короткое время даем предмет, а потом забираем со произнося «дай», после чего угощаем и хвалим «Хорошо дай». Следующий этап, это во время прогулки дать собаке предмет со словами «апорт», затем дать команду «рядом» и продолжить движение. Вы должны добиться, чтобы собака несла предмет в зубах. Когда команда «апорт» и «дай», будут закреплены, можно смело бросать предмет и собака начнет его приносить, но сначала при первых попытках, когда собака подберет предмет, нужно дать команду «ко мне», а затем забрать предмет со словами «хорошо апорт».
Мы рассмотрели, как дрессировать собаку в домашних условиях. Дворнягу, как и любую другую собаку, достаточно просто обучить всем перечисленным выше командам. И, напоследок, хотелось бы дать несколько советов, как сделать дрессировку комфортной для собаки и не травмировать ее психику.
Дрессировка собак и щенков в домашних условиях
М ногие заводят себе пса для того, чтобы в будущем научить его выполнять команды, но не имеют понятия, как это надо делать правильно. В результате из этой затеи не выходит ничего толкового. А ведь собака, между прочим, является животным, которое лучше всех остальных поддается обучению. В этом разделе вы узнаете, как следует вести себя, чтобы дрессировка собак в домашних условиях была наиболее эффективной и далась вам как можно легче.
В первую очередь вам следует усвоить, что дрессировка придумана не для того, чтобы пес был вынужден делать что-либо из-под палки. Дрессировка помогает раскрыть его естественный потенциал. И данный процесс должен проходить в форме игры, тогда можно будет добиться наилучших результатов. То, насколько быстро щенок научится делать именно то, что вы ему говорите, зависит от того, насколько быстро вы освоите тактику кнута и пряника.
В принципе, вам сразу стоит определиться, чему именно вы хотите научить своего пса. От этого будут зависеть подходы и методы. Например, давать лапу он сможет научиться на абсолютно добровольной основе, за минимальное вознаграждение. Дрессировка щенка, которым затем будет легко управлять в общественном месте, займет намного больше времени, а подходить к делу надо будет с особой серьёзностью и строгостью. У нас на сайте вы найдете много полезной информации о том, как научить собаку командам.
Принудительный способ дрессировки собак необходимо применять, если от «пряника» нет толку. В таком случае подзовите щенка к себе (лучше сразу же начинать делать это так: «Кличка», ко мне!) и немного позабавьте его. Затем возьмите его за ошейник одной рукой, а другой попытайтесь заставить его сесть, надавив на поясницу. Если не получится, повторите попытку. Если же и вторая не увенчается успехом, тогда сделайте перерыв. Будьте готовы к тому, что дрессировка щенка в домашних условиях может занять довольно много времени, в связи с этим и вам, и ему будет легче, если более сложные задачи будут чередоваться с более простыми. Вскоре вы сможете повторять упражнение так до тех пор, пока собака перестанет при этом выкручиваться, ложиться и т.д., а поддастся вашей воле.
И не забывайте, что у вас всегда есть возможность обратиться к специалистам, которые подкорректируют поведение вашего пса, или же даже пройти курсы в кинологическом центре и самому овладеть навыками профессиональной дрессировки.
Общие правила
Возраст для начала дрессировки. Воспитывают и приучают щенка к правилам поведения в доме с первого момента появления в жилище. Собственно дрессировкой начинают заниматься в три месяца, соблюдая рекомендуемый порядок обучения.
Некоторые владельцы думают, что собаку не нужно дрессировать, если они не посещают выставки и не участвуют в конкурсах.
Это ошибочное мнение. Дрессировка нужна, в первую очередь для того, чтобы дисциплинировать собаку и впоследствии не испытывать проблем с поведением питомца на прогулке.
Как дрессировать взрослую собаку в домашних условиях? В случае, если момент упущен — собака повзрослела, но не выполняет базового набора команд, следует также организовать занятия с учетом уровня развития питомца.
Помните, обучить можно любую породу собак, вне зависимости от возраста. Да, на дрессировку взрослого питомца уйдет больше времени. Перед началом обучения любимца отучают от старых привычек.
Вот основные правила, которые следует соблюдать.
- Весь дрессировочный курс подразделяют на этапы.
- Питомца обязательно поощряют.
- Хозяин показывает твердость характера во время обучения, ни в коем случае не переходя на агрессивное поведение!
- Хозяин понимает характер питомца и находит к нему индивидуальный подход.
Одно занятие с питомцем длится не дольше часа.
Лучше разделить отведенное время на промежутки с небольшими перерывами. Дали команду — собака выполнила — пусть побегает, отвлечется. За одно занятие питомец выполняет все необходимые команды.
Подготовка к дрессировке
Необходимые предметы. На первом занятии хозяину понадобится ошейник, поводок и лакомство.
Выбор места дрессировки. Хорошо подойдет в качестве места для дрессировки уже знакомая собаке безлюдная местность. Во время обучения хозяин остается с питомцем наедине, чтобы не было отвлекающих факторов. Если хозяин выбрал незнакомое место, сначала питомец должен хорошенько обнюхать окружающее пространство, чтобы убедиться в отсутствии опасности.
Выбор угощения. Обязательно запаситесь любимым лакомством питомца. Возможность получить угощение мотивирует любимца на послушание и хорошее выполнение команд. С собой берут сухой корм, его удобно носить и он не пачкает одежду. Если питомец не заинтересуется кормом в качестве угощения, можно приобрести в магазине специальное печенье для собак.
В отсутствие магазинного лакомства можно приготовить печенье самостоятельно.
Время для проведения дрессировки подбирают согласно своим планам. Не рекомендуется проводить занятия летом в середине дня. Но, если это единственный свободный промежуток времени у хозяина, он должен запастись водой. Перед началом занятия советуют хорошо выгулять питомца и пробежать с ним несколько кругов по стадиону.
Обучение в домашних условиях
К командам, составляющим основу дрессировочного курса, относятся следующие:
- «Ко мне» разучивают в первую очередь вместе с навыком откликания на кличку. Любимца зовут, используя кличку, соблазняют лакомством и хвалят после выполнения команды;
- «Фу» — важная команда, останавливающая собаку от неправильных действий;
- «Рядом». Навык необходим для того, чтобы питомец шел возле ноги хозяина;
- «Сидеть» — распространенная команда, основа для других навыков;
- «Лежать». Этот навык осваивают только после успешного изучения команды «сидеть»;
- «Стоять». Команда применяется часто, но обучить немного сложнее, чем команде «лежать»;
- «Дай» — эффективно предотвращает подбирание собакой с земли всякой гадости. Это важно в реалиях нашей страны, где безнаказанно действуют догхантеры, разбрасывая смертельные приманки;
- «Апорт». По этой команде питомец приносит брошенный хозяином предмет;
- «Гулять» — применяется для перемены деятельности;
- «Место» — команда, важная для освоения питомцем своего места в доме;
- «Фас» — защитный навык, которому обучают только после освоения всех предыдущих команд.
В дополнение к этому перечню небольших собак обучают командам «фу», «рядом» и развивают у них выдержку.
Развитие выдержки постоянно сопровождает процесс воспитания.
Это один из основных навыков, ведь собака должна уметь контролировать эмоции для выполнения приказов хозяина и послушания. О том, как дрессировать собаку в домашних условиях читайте далее.
Особенности дрессировки
Как дрессировать маленьких собак? Питомцев мелких пород, дрессировать легче, ведь для них полный набор служебных команд не является обязательным. Они обожают носиться сломя голову, поэтому в первую очередь следует освоить команду «ко мне». Команда предотвратит побег питомца на дальнее расстояние.
Малюсенькие любимцы, например, папильоны, брабансоны или шит-цу пользуются особенной любовью, что позволяет им вести себя неправильно, например, бегать по кроватям и чистым простыням. По этой причине следующим необходимым навыком станет выполнение команды «место».
Дрессировка охотничьей собаки. Занятия с охотничьими собаками имеют свою специфику. Хозяину придется подавлять некоторые черты характера питомца. Он должен тщательно воспитывать и добросовестно тренировать собаку. В возрасте от шести до девяти месяцев охотничью собаку обучают азам, а с десяти месяцев приступают к освоению специальных команд.
Если собака не слушается. Бывают ситуации, когда питомец не хочет слушаться и приступать к тренировке, не реагируя на требования хозяина и даже отказываясь от лакомства. В таком случае хозяин должен либо потрепать питомца за шкирку, либо со строгостью одернуть за ошейник.
Собака должна понять, что лидером является именно хозяин. Это не всегда просто с такими серьезными породами, как стаффорд или кане-корсо.
Не забывайте, что агрессия по отношению к питомцу противопоказана.
Настойчивость, последовательность и следование правильным рекомендациям поможет хозяину обучить собаку всем необходимым командам. Если вложить в питомца много времени, внимания и любви и пройти с ним общий курс дрессировки, можно получить идеального четвероногого друга, который правильно воспитан и предан хозяину до кончика хвоста.
Дополнительно предлагаем ознакомиться с видео о том, как правильно дрессировать собаку в домашних условиях:
Особенности дрессировки собак с учетом типа высшей нервной деятельности
Дрессировка собак возбудимого (холерического) типа.
Процесс возбуждения у собак этого типа преобладает над торможением. Поэтому положительные условные рефлексы образуются легко и быстро, а тормозные – медленно и трудно, легко растормаживаются на малейшие посторонние положительные раздражители. Иногда это вызывает у дрессировщика нервозность и нежелание работать с такой собакой. Дрессировщику необходимо помнить, что собаки этого типа очень активны и меньше устают в работе, у них почти не бывает срывов и неврозов на сильные раздражители. К 3–4-летнему возрасту животное может показать отличную работоспособность. Для дрессировки собак возбудимого типа за ними следует закреплять спокойных и уравновешенных дрессировщиков. При дрессировке собак возбудимого типа (холериков) следует помнить, что процесс торможения у этих собак по сравнению с процессом возбуждения значительно ослаблен, поэтому при отработке навыков, в состав которых входят тормозные условные рефлексы, надо соблюдать строгую постепенность и последовательность, что лучше получается у дрессировщиков со спокойным характером (рис. 1)
Рис. 1. Соотношение типов ВНД у собаки возбудимого типа и дрессировщика
Особенно трудно у собак возбудимого типа отрабатывать навыки, основанные на использовании дифференцировочного торможения, например поиск источника запаха наркотического средства в условиях большого числа отвлекающих запаховых раздражителей и т.д. Практический опыт показывает, что собаки возбудимого типа легко срывают дифференцировку, в результате чего могут совершать ошибочное действие. Для отработки дифференцировки у собак этого типа следует также строго придерживаться соблюдения последовательности в усложнении отрабатываемого приема. Так, при первоначальной дрессировке на выборку багажа посыл собаки на выборку не следует производить более одного-двух раз, увеличивая затем постепенно количество посылов. Также к усложнению поиска наркотических средств в помещении путем ввода посторонних запахов можно переходить лишь после того, как собака четко будет выполнять более простой элемент работы.
Следовательно, при дрессировке собак возбудимого типа основная задача, возлагаемая на дрессировщика должна состоять в укреплении и развитии тормозного процесса и в приведении его в соответствие с процессом возбуждения. Человеку со сдержанным, спокойным характером это сделать проще, не допустив при этом срыва. Процесс торможения в поведении человека снижает силу процесса возбуждения у собаки.
В начале дрессировки с такой собакой надо работать в условиях с минимальным количеством отвлекающих раздражителей. После установления контакта приступают к выработке тормозных условных рефлексов. Сначала вырабатывают тормозные навыки на сильные раздражители, затем укрепляют выдержку при отработке приемов общей и специальной дрессировки. Выработка выдержки начинается с 2–3 секунд и постепенно доводится до программных требований. Основной метод дрессировки – механический. К работе по поиску приучают с минимальным предварительным возбуждением. Закладки на начальном этапе дрессировки следует делать на объектах не имеющих посторонних запаховых раздражителей. Следует соблюдать строгую последовательность и осторожность при выборке вещей. В одорологической работе собаки этого типа не используются, так как они не имеют тонкой дифференцировки и четкости в работе. Ограничений в режиме упражнений нет. Перед выработкой сложных навыков с тормозными рефлексами собаку надо дольше выгуливать. Чрезмерно возбудимые и злобные собаки более пригодны для караульной службы.
Дрессировка собак подвижного (сангвиничного) типа высшей нервной деятельности.
Собаки этого типа хорошо поддаются дрессировке к различным видам службы. Условные рефлексы, положительные и отрицательные, образуются легко и быстро, навыки отличаются стойкостью и динамичностью. При дрессировке соблюдается общая методика выработки навыков.
Основной метод дрессировки – контрастный. Различные рабочие нагрузки по времени и трудности меньше утомляют собаку. Поэтому для собак этого типа подходит комплексирование разнообразных приемов на одном занятии. Да, собаки этого типа легко поддаются дрессировке. Однако, в зависимости от особенностей этих собак (например, степени развития той или другой реакции – ориентировочной, пищевой, оборонительной и т.д.), следует соблюдать к этим собакам индивидуальный подход. Следует помнить, что процесс возбуждения в коре головного мозга собаки уравновешенного подвижного типа хотя и равен по силе процессу торможения, но все же несколько сильнее его (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение типов ВНД у собаки уравновешенного подвижного типа и дрессировщика
Поэтому в случаях частого предварительного дополнительного возбуждения собаки, например перед пуском собаки на поиск источника запаха, связанный с дифференцировкой запахов, перевозбуждение собаки может привести к срыву дифференцировки. Часто эту ошибку допускают энергичные, возбудимые дрессировщики, пытающиеся излишне активизировать работу собаки. Необходимо, как и в случаях с дрессировкой возбудимых собак подбирать дрессировщиков, чей тип ВНД способен повлиять на процессы возбуждения в поведении собак уравновешенного подвижного типа. Неторопливость в действиях дрессировщика повышают силу и подвижность процесса торможения у собак уравновешенного подвижного типа, устраняя возможность перевозбуждения таких собак.
Дрессировка собак инертного (флегматичного) типа высшей нервной деятельности.
Собаки этого типа медленно и вяло реагируют на раздражители, тяжело переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения, изменение и переделывание навыков. В начале дрессировки у них происходит медленное образование условных рефлексов и формирование их в навыки. Наблюдается отставание в дрессировке, и к этим собакам начинают ошибочно применять более сильные раздражители, что приводит к развитию пассивно-оборонительной реакции и даже трусости. Собак этого типа дрессируют следующим образом. Они закрепляются за энергичными и подвижными людьми. Дрессировщик должен спокойно относиться к медлительности собаки и постепенно развивать у нее активность основных реакций. При первоначальной выработке условных рефлексов надо соблюдать достаточные интервалы между упражнениями и сочетаниями в упражнениях, не допускать быстрой смены противоположных по значению команд, учитывая, что сложные навыки с положительными и отрицательными рефлексами формируются медленно.
Необходимо постоянно тренировать подвижность нервных процессов в целях подготовки нервной системы к формированию сложных навыков. Собаки этого типа весьма трудно переносят быструю смену процесса возбуждения на торможение, и обратно, поэтому при первоначальной их дрессировке следует избегать быстрой подачи друг за другом команд противоположного значения – «Апорт!» и «Фу!». Также затруднителен для этих собак быстрый переход от одного действия к другому, так как собаки этого типа не всегда сразу выполняют команды дрессировщика, а нередко требуют повторения команд. Поэтому, особенно в первоначальный период дрессировки, команды для этих собак следует подавать с таким расчетом, чтобы между различными командами и выполняемыми действиями был достаточный промежуток времени (интервал). При этом дрессировщик должен проявлять выдержку и спокойствие, если собака замедленно выполняет команды дрессировщика. Следует помнить, что процесс торможения в коре головного мозга у собаки уравновешенно-спокойного типа хотя и равен по силе процессу возбуждения, но все же несколько сильнее его (рис 3).
Рис. 3. Соотношение типов ВНД у собаки уравновешенно-спокойного типа и дрессировщика
Поэтому для собак с таким типом ВНД в ходе дрессировки и практического использования необходимо периодическое предварительное дополнительное возбуждение собаки перед пуском на поиск источника запаха. Активизация процесса возбуждения повышает активность собаки в работе. Поведение дрессировщика, его тип ВНД также имеет большое значение для дрессировки собак этого типа. Для дрессировки и последующей работы с собаками собаки уравновешенно-спокойного типа ВНД следует брать наиболее подвижных и активных дрессировщиков. Активность в действиях дрессировщика повышают силу и подвижность процесса возбуждения у флегматичных собак, делая их более активными в работе. Хочется отметить тот факт, что при длительном контакте дрессировщика с собакой ряд ее тип высшей нервной деятельности может несколько видоизмениться, в зависимости от типа высшей нервной деятельности дрессировщика. Воздействуя на органы чувств собаки своим поведением дрессировщик может невольно заглушить процесс возбуждения у собаки подвижного типа и по истечению времени видоизменить имеющийся тип высшей нервной деятельности конкретной собаки в более инертный.
И наоборот, активный, подвижный дрессировщик при подготовке и последующей практической работе с собакой уравновешенно-спокойного типа активизирует процесс возбуждения, повышает его силу и подвижность. Основные методы дрессировки – вкусопоощрительный и контрастный. Режим упражнений определяется руководителем в зависимости от общего состояния и поведения собаки на занятиях. Упражнения, связанные с поиском такие собаки обычно проводят легко, редко ошибаются, и поэтому они чаще всего используются в одорологической работе. Систематическими упражнениями по развитию подвижности нервных процессов у таких собак можно снять вялость, медлительность и повысить активность в работе. Обычно во втором периоде курса дрессировки такие собаки наверстывают первоначальное отставание в подготовке, и к концу третьего периода отличаются безотказностью в работе в обычных режимных условиях.
Дрессировка собак слабого (меланхоличного) типа высшей нервной деятельности.
Собаки этого типа имеют слабые, неуравновешенные, малоподвижные нервные процессы и медленно приспосабливаются к новым условиям жизни: новым дрессировщикам, изменениям в обстановке. При неправильном воздействии раздражителями у них часто формируется пассивно-оборонительная реакция поведения, переходящая в боязливость и трусость. Слабость нервных процессов делает этих собак очень чувствительными к различным раздражителям, а малейшее повышение их силы вызывает торможение рефлекторной деятельности. Сильные раздражители приводят к запредельному торможению и невротическому состоянию.
Дрессировка собак слабого типа возможна при условии осторожности, настойчивости и отличного знания дрессировщиком их поведения. К раздражителям различной силы и продолжительности надо приучать постепенно, режим рабочей нагрузки наращивать осторожно. Упражнения необходимо чередовать с частыми выгуливаниями, предоставлением отдыха в случае появления пассивности. Основной метод дрессировки – вкусопоощрительный. При кропотливой дрессировке можно добиваться от таких собак высоких показателей в работе, но не безотказности. Но лучше таких собак в дрессировку не брать.
Приступая к дрессировке, дрессировщик должен выявить особенности поведения дрессируемой им собаки (тип высшей нервной деятельности) и на протяжении всей дрессировки тщательно изучать ее поведение и податливость к дрессировке.
Для обеспечения этого каждому дрессировщику весьма целесообразно вести дневник дрессировки, в котором описывать как поведение собаки, так и ее способность к дрессировке.
Дрессировщик должен быть последовательным в своей работе и избегать как излишней поспешности, так и нерешительности и медлительности в своих действиях, применяемых к собаке. Всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить на строгой системе, учитывая индивидуальные особенности типа ВНД собаки.
Для каждого практического занятия по дрессировке собак следует намечать определенную цель, которую и стремиться обязательно достигнуть. Все действия дрессировщика в отношении собаки должны быть хорошо продуманы, и в основу своих воздействий, применяемых к собаке, дрессировщик должен класть законы высшей нервной деятельности, установленные академиком И. П. Павловым.
На всем протяжении практических занятий с собакой дрессировщик должен стремиться сохранить ее «заинтересованность» в работе, для чего необходимо учитывать общее состояние собаки и избегать длительного и однообразного занятия одним и тем же приемом дрессировки.
Таковы основные требования, предъявляемые к дрессировщику, который воздействует на собаку, как сложный комплексный раздражитель.
Академик И. П. Павлов указывал: «…природа действует на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры…».
Из этого указания академика И. П. Павлова следует, что человек, а следовательно, и дрессировщик является и для собаки комплексным раздражителем.
Действительно, дрессировщик воздействует на собаку, прежде всего своим внешним видом: своей величиной и формой одежды, характером своих движений, голосом, выражением своего лица и, наконец, своим запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки.
Воспитание условных рефлексов на комплексные сложные раздражители характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать при приучении собаки к дрессировщику.