Все о фасоли

Все о фасоли

Бобовые обладают необычайной популярностью в кулинарии. Именно поэтому их стремятся выращивать отечественные дачники и огородники. Все больший интерес у них вызывает зеленая фасоль, стручки которой обладают приятным нежным вкусом. Зерна ее не обязательно вылущивать, в пищу употребляют весь сочный стручок, который обладает огромной пищевой ценностью.

Что такое зеленая фасоль

Зеленой фасолью принято называть незрелые стручки бобового растения. Как правило, под это определение попадают спаржевые сорта. Именно зеленая фасоль обладает наилучшими вкусовыми качествами и имеет огромный запас полезных микроэлементов.

Она характеризуется длинными стручками. Если покупается готовый замороженный продукт, то нужно обратить внимание на то, чтобы они не были увеличены в объеме. В противном случае продукт может содержать грубые волокна.

Бобы должны ломаться с характерным хрустом, быть сочными и молодыми. По вкусу они немного сладковаты.

Зеленая фасоль представляет собой незрелые стручки бобового растения

Биохимический состав стручков

Овощ относится к диетическим продуктам. Ее рекомендуется употреблять людям, страдающим избыточным весом.

Растение обладает уникальным свойством не впитывать вредные вещества из окружающей среды. Именно поэтому ее считают одним из наиболее экологически чистых продуктов.

По сравнению с обычными видами этого боба, зеленая не настолько богата белком, однако содержание витаминов несколько больше. В их число входят:

  • витамины группы В;
  • группы витаминов РР, А, С и Е;
  • необходимые организму кислоты;
  • клетчатка;
  • углеводы;
  • жиры.

В состав входит множество минералов:

  • сера;
  • калий;
  • магний;
  • цинк;
  • железо;
  • хром и многие другие.

Зеленая фасоль относится к диетическим продуктам По своему составу считается уникальным растением, способным насытить человеческий организм. При этом количество потребленных калорий сводится к минимуму.

Полезные свойства зеленой фасоли

На человеческий организм овощ оказывает очень благоприятное воздействие. Издавна в народной медицине ее применяли для излечения бронхиальной астмы, нормализации обмена веществ, лечения ревматоида.

Не осталась в стороне и косметология. Наши предки применяли стручковый овощ для устранения высыпаний на коже. Кроме того, эти бобовые оказывают тонизирующее и противовоспалительное действие. Большое содержание аргенина положительно сказывается на состоянии людей, страдающих сахарным диабетом.

По своему воздействию аргенин аналогичен инсулину, именно поэтому выпивание литра сока фасоли и моркови способствует тому, что организм начинает вырабатывать его самостоятельно.

В составе зеленой фасоли имеется большой процент железа. Благодаря этому она способствует выработке эритроцитов у людей, страдающих малокровием. А вот злоупотреблять бобовыми не стоит, чтобы не навредить своему здоровью.

Беременным женщинам крайне рекомендовано употреблять в пищу зеленую фасоль

Беременным женщинам просто необходимо употреблять в пищу этот овощ. Благодаря ей активно формируются нервные клетки плода. Кроме того, данный продукт помогает улучшить остроту зрения.

При хронической гипертонии регулярное употребление фасоли способствует снижению артериального давления. Также благоприятно сказывается употребление зеленого боба мужчинами, страдающими мужскими заболеваниями.

Вред от употребления

Какой бы положительной и полезной ни показалась вам зеленая фасоль, она имеет ряд противопоказаний к употреблению и помимо пользы может нанести вред организму. Так, ее не рекомендуется людям, страдающим язвенной болезнью и гастритом.

Очень осторожными надо быть тем, кто страдает от таких недугов:

  • колит;
  • холицистит;
  • цистит;
  • пиелонефрит.

В сыром виде стручки нельзя употреблять, их нужно отварить в течение 5 минут Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырые стручки, поскольку они содержат в своем составе феазин.

Он относится к токсическим веществам и может вызвать серьезное отравление. Чтобы избежать этого, фасоль нужно отварить в течение 5 минут.

Ни в коем случае нельзя употреблять зеленую фасоль людям, страдающим аллергией как на сами бобы, так и на определенные их составляющие.

Применение

Применение зеленой фасоли достаточно широко. Ее использую в медицине, косметологии и кулинарии. В рацион больных сахарным диабетом обязательно надо включить этот продукт. Он способствует естественной выработке инсулина. В этих целях применяют также и отвар.

Людям, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний, также надо употреблять стручки зеленой фасоли. Благоприятно сказывается также использование этого продукта и на повышении гемоглобина, стимулировании работы нервной системы, печени и почек.

Зеленая фасоль хорошо сочетается и с овощными, и с мясными блюдами Благодаря низкому содержанию калорий овощ очень широко используется в диетическом питании.

Из нее готовится огромное количество блюд, заготовок и полуфабрикатов. Трудно сказать, для приготовления каких блюд нельзя использовать это бобовое растение. Нейтральный вкус плодов позволяет экспериментировать с самыми разными блюдами.

Овощ можно сочетать как с мясными, так и с рыбными блюдами. Даже самые требовательные и утонченные гурманы останутся довольны ее вкусовыми качествами.

Даже в самых изысканных ресторанах можно встретить блюда из зеленой фасоли. Как правило, ее готовят на пару, но предварительно замачивают в соленой воде. Делается это для того, чтобы продукт не потерял свой насыщенный цвет.

Сохранять стручки можно методом заморозки. Для этого их моют, измельчают, высушивают и укладывают в емкости или пакеты для замораживания. Срок хранения такого продукта составляет около полугода. В любой момент, даже заснеженной зимой, можно будет наслаждаться вкусом полезного продукта.

Выращивать овощ достаточно просто. Она неприхотлива, не занимает много места на участке. Посадить культуру можно между других растений.

Ее вкусовые качества очень высокие, а содержание полезных веществ и микроэлементов просто огромное. Именно поэтому сейчас многие огородники стараются выделить площадь для того, чтобы посадить столь ценную культуру. Сфера ее применения необычайно широкая, а народная медицина издавна применяет данное бобовое растение в лечебных целях.

Фасоль является привычным продуктом в рационе. Она легко усваивается и содержит мало калорий, но много энергии. Этот стручковый овощ имеет множество сортов и видов, его используют как для приготовления пищи, так и для украшения участка.

Сведения о культуре

Фасолью называют растение семейства Бобовых, содержащее внутри стручка съедобные для человека семена – бобы.

Свое происхождение фасоль и ее семейство ведут с Южноамериканского континента. Она была завезена в Европу итальянскими путешественниками, а в Россию проникла в начале 16 века, стала привычным растением для наших широт еще через сотню лет. Сейчас этот бобовый овощ культивируется в семи десятках стран по всему миру.

Фасоль

На вопрос: фасоль это овощ или нет, однозначного ответа дать нельзя, ведь ее плоды можно переработать на крупу, а можно делать из нее готовое овощное блюдо, например, это тушеная или консервированная в собственном соку фасоль. Стручки развиваются на стебле – травянистом стволе, длиной от 0,5 до 3 метров, который оканчивается стержневым корневищем. Корневая система растения фасоль состоит из метрового корня-стержня и боковых корешков, распространяющихся горизонтально на 0,6 метров.

Лист имеет парноперистый вид и тройную оконечность. Каждое соцветие фасоли напоминают мотыльков, цвета у них различные. Висячие стручки различаются по длине. Семян также различное количество – от 3 до 20 рекордных штук, все они, как правило, имеют эллиптическую форму. Окраска у стручков также может различаться и быть следующих цветов:

  • желтый;
  • фиолетовый;
  • темно-лиловый;
  • красный;
  • зеленый;
  • черный;
  • пестрый или смесь нескольких оттенков.

Чтобы ответить на вопрос: фасоль является растением однодольным или двудольным, придется боб поделить пополам, он легко разделяется на две семядольки, значит, это двудольный вид.

Само семя фасоли состоит из защитной семенной кожуры и зародыша – будущего фасолевого кустика. У некоторых видов этого растения под жесткими створками находится тончайший пергаментный слой. С одной стороны боба можно найти место его присоединения к околоплоднику. Рядом с ним располагается крохотная дырка, через которую зародыш напитывается водой, – семявход.

Фасоль обладает полезными питательными свойствами

Благодаря замечательному химическому составу, фасоль обладает полезными питательными свойствами. Так, в ней содержатся почти все известные витамины (особенно много витамина С), минеральные соли и такие микроэлементы, как:

  • кальций;
  • фосфор;
  • магний;
  • железо;
  • йод.

Фасоль – хороший помощник для выведения из организма лишней жидкости, тем самым она улучшает функционирование сердечно-сосудистой системы. Подтверждено лечебное воздействие этого бобового на страдающих сахарным диабетом – для нормализации уровня сахара в крови, от которого зависит жизнь таких больных, используют жидкий и высушенный экстракт фасолевой шелухи. К интересным фактам о фасоли можно добавить ее способность стимулировать аппетит, сохраняя нормальную калорийность блюда.

Фасоль лучше исключить из меню пожилых людей

Однако, в некоторых случая употребление этого растения может нанести вред здоровью. Так, нельзя использовать в еду сырой плод, а также зеленые стручки, поскольку в них содержатся вредные компоненты, которые исчезают при готовке. За счет повышенного содержания пуринов фасоль лучше исключить из меню пожилых людей и страдающих подагрой.

Главная область, где используется этот вкусный овощ, – кулинария: почти во всех кухнях мира имеется не один рецепт блюд из него: тушение с травами, томление, варка с мясом и овощами, приготовление супов, пюре и многое другое. Можно заморозить бобы на зиму. Некоторые виды фасоли используются как кормовой продукт.

Характеристики видов и сортов фасоли

Растение можно разделить на кустовые и вьющиеся разновидности:

  • У фасоли кустовой обыкновенной повышенная устойчивость к неблагоприятным условиям произрастания: пониженным температурам, недостатку влаги и другим, такие растения, высотой до 0,4-0,6 м, считаются раннеспелыми;
  • Строение вьющихся видов фасоли предполагает наличие длинных извивающихся стеблей, высотой до пяти метров, у таких растений всегда созревает много плодов, поэтому плодоносить они начинают позднее, а бобы зреют дольше; еще одна пользаот вьющейся фасоли – высокие декоративные свойства.

Также эта культура классифицируется по типу использования в приготовлении пищи:

  • Спаржевые виды также называют овощными или сахарными – они отличаются нежесткими створками на бобах и отсутствием жестких волокнистых частей, поэтому их можно приготовить и съесть целиком;
  • У несахарных или лущильных бобов съедобно только само семя фасоли, т. е. бобы, при этом их обязательно надо очищать (лущить) от жестких створок;
  • Универсальные сорта фасоли до окончательного созревания можно употреблять полностью, а вот у зрелого растения предполагается приготовлениетолько бобов, поскольку они грубеют по мере набора зрелости.

Внутри каждого типа фасоль может делиться на более мелкие подгруппы, а также сорта. Всего известно около полусотни наиболее употребимых сортов фасоли.

Как пример, у лущильной фасоли выделяются:

  • фава – бобы с темной коричневой окраской;
  • винга – это белая фасоль с темной точкой на боку;
  • чали – обладает особенно крупными и полезными бобами;
  • пинто – на плодах много красных пятен, поскольку высоко в них содержание железа;
  • у черной фасоли зернышки маленькие, оболочка темная, а внутренность белая, сорт отличается повышенным количеством белка;
  • лима – типфасоли с зернами белого или зеленого цвета, они очень полезны для сердечно-сосудистой системы;
  • нэви – фасоль с маленькими бобами-бусинками белого цвета, богатая витаминами.

Кустовая фасоль также насчитывает множество сортов, которые отличаются ранним созреванием бобов:

  • Аллюр, Лаура, Пантера – спаржевые сорта;
  • Амальтея, Бона – овощные виды;
  • Вьющаяся овощная – скороспелый вид, который обязательно надо подвязывать;
  • Золотая сакса– один из самых урожайных сортов;
  • Нерине – гибридный вид со средними сроками созревания;
  • Оран – зерновая фасоль;
  • Садовод, Секунда – зерновые неприхотливые виды с поздними сроками;
  • Тара – овощной поздний сорт;
  • Сисаль – лучше всего подходит для заморозки и консервации.

Вьющаяся фасоль также радует многообразием сортов:

  • Беседка – ее особенность – раннее созревание и высокая урожайность плодов;
  • Большое лакомство – бобы созревают поздно, отменные урожайность и вкус;
  • Виолетта – помимо раннеспелых плодов, пригодных для консервирования, характеризуется еще и высодекоративными цветами и листвой;
  • Блюхильда – сорт с повышенным содержанием белков в зернах;
  • Снежная королева – растение способно сформировать ствол очень большой высоты, поэтому для роста нуждается в опоре.

Вредители и болезни культуры

Как и любой ботанический вид, вредители и болезни преследуют фасоль. Больше всего вреда наносят грибковые образования, вирусы и насекомые, в результате их жизнедеятельности чаще всего поражается корень растения.

Мучнистая роса

Под воздействием дождливой теплой погоды размножаются споры грибка, которые вызывают это заболевание фасоли. Первый признак поражения – наличие на листве пятен серого цвета в виде капель, описание которых напоминает росу. Спасти растение можно, удалив пораженные листья и уничтожив их.

Мучнистая роса

Антракноз

Это заболевание Бобовых проявляется в появлении на плодах и листьях бурых грибковых поражений, после чего листва вянет, а семена фасоли становятся несъедобными.

Антракноз фасоли

Белая и прикорневая гниль

Гнилостные процессы в первый этап поражают корневище, после чего переходят на стебель растения – он покрывается липким налетом с мелкими каплями белого или розового цвета. Болезнь приводит к затуханию роста фасоли и опаданию бобов. Со спорами этого грибка довольно трудно бороться.

Белая и прикорневая гниль фасоли

Фасолевая мозаика

Болезнь вызывается вирусом и проявляется в появлении осадка на листве, имеющего зеленую или бурую окраску. Потом в месте попадания вредителя образуются вздутие и гниль. Мозаика не лечится, пораженные кусты необходимо уничтожать.

Из насекомых главный вредитель фасолевых посевов – это тля, вред наносят также бабочки-белокрылки и ростковые мухи.

Фасолевая мозаика

Дополнительная информация! Созревшую фасоль могут повредить в хранилищах зерновая тля и фасолевые жучки, которые откладывают в нее личинки, выедающие бобы изнутри.

Борьба с болезнями и вредителями фасоли это, главным образом, профилактика:

  • правильный посевной режим;
  • хорошая инсоляция и проветривание грядок;
  • повторное выращивание растения на прежнем месте только через три года;
  • грядкапосле сбора урожая должна быть зачищена от остатков корневищ и травы, почва перекопана максимально глубоко (во время процедуры желательно подпитать землю калий-фосфорными смесями);
  • для защиты растения от белой росы и гнили семенной материал перед использованием обрабатывают ядохимикатами путем замачивания;
  • при попадании жучков в собранные бобы их необходимо проморозить при минусовой температуре пару дней или пропарить на водяной бане;
  • использование только здоровых и качественных семян и регулярный осмотр растений на предмет поражения заболеваниями.

Во время вегетации фасолевые посевы можно однократно опрыскать агрохимическим составом типа «Актара», «Вертициллина» или «Дециса».

Подкормка фасоли

Состав подкормки для фасолевых грядок, вопрос, сколько ее вносить, и сама необходимость внесения зависят от характера почвы на конкретном участке и особенностей климата. Так, на черноземах необходимости в подпитки азотом нет, на менее плодородных почвах следует подкармливать Бобовые азотом, фосфором и калием. Для снижения уровня кислотности почвы в нее добавляется известковая мука в дозировке 0,3-0,4 кг на 1 кв. метр.

Под уже взошедшие проростки фасоли вносят только минеральные подкормки – органика может вызвать засорение посевов и их гибель. Только на слабогумусированных участках допускается осеннее использование перегноя.

Суперфосфат

Используются такие фосфорно-калийные удобрения, как суперфосфат и хлористый калий. Также необходимо позаботиться о достаточном содержании в почве молибдена, недостаток которого приводит к нарушениям в строении семени подрастающей фасоли.

Агротехника выращивания

Что такое идеальные условия для фасоли? Это, прежде всего, суглинки или супесчаники с нейтральной или слабокислой реакцией почвы и необходимым уровнем калийно-фосфорных соединений, кальция и магния. Также важны предшественники фасоли на грядках: не рекомендуется сеять ее в местах, где до этого росли другие бобовые или кукуруза, поскольку они переносят заболевания, имеющие наследственный характер. Лучше всего прорастание культуры идет после огурцов, помидоров и капусты, которые корнями рыхлят почву. Площадка под фасоль должна быть прикрыта от ветра и хорошо прогреваться.

Перед посадкой необходимо перекопать почву и подготовить семена, замочив их в марганцовке в течение 2 десятков минут. Готовый посевной материал можно высаживать в два этапа:

  • в середине мая при нагреве почвы до плюс 14 градусов.

Обратите внимание! В холодные годы этот срок сдвигается на две недели.

  • через 10-12 дней после первого срока.

Существует схема выращивания фасоли рассадным способом, поскольку это растение является теплолюбивым. Зерна замачиваются в воде комнатной температуры в течение 24 часов, после перекладываются на марлю и ставятся в тепло. Проклюнувшиеся семена высаживаются в подготовленный в емкостях субстрат в 3-6 сантиметровые углубления, после чего тара накрывается пленкой или стеклом для создания эффекта парника. Следует помнить и об увлажнении почвы с помощью обычного опрыскивателя. После появления первых ростков «крыша» убирается, после выпуска первой пары листков, молодая фасоль перемещается в большую тару, вьющимся видам обеспечивается опора для дальнейшего роста.

Молодую поросль увлажняют до пятого листочка

Посев в открытый грунт осуществляется на глубину 2-3 см с шагом от 6 до 8 см и полуметровым расстоянием между рядами, использование специальных посевных лент способно облегчить этот процесс. Грядку накрывают пленкой на некоторое время.

Уход за фасолью заключается в правильном поливе: молодую поросль увлажняют до пятого листочка, после чего возобновляют до того момента, как растение начнет цвести. Перерыв важен, потому что избыток влаги может погубить Бобовое. Также следует дважды рыхлить междурядья, разница по времени составляет две недели. Для вьющейся фасоли важно наличие опоры – это могут быть шпалеры (около 3 м высотой), заборы и просто стены строений.

Фасоль – ценный источник белка, витаминов и микроэлементов. История использования этого растительного продукта восходит к древним векам, и ботаниками давно определено, к какому семейству относится фасоль, как ее использовать и как лучше выращивать. Селекционерами выведено много сортов разных видов этого замечательного Бобового растения: овощного, вьющегося и спаржевого. Ознакомившись с ними, можно выбрать подходящий для конкретного участка.

1. Введение

На этом уроке про­дол­жа­ем зна­ком­ство с цвет­ко­вы­ми рас­те­ни­я­ми, узна­ем о се­мей­ствах цвет­ко­вых рас­те­ний и их пред­ста­ви­те­лях. Вы­де­лим куль­тур­ные и ди­ко­рас­ту­щие рас­те­ния се­мей­ства, об­су­дим цвет­ки, со­цве­тия, плоды и ви­до­из­ме­не­ния ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов.

2. Представители бобовых

Рис. 1. Горох

Рис. 2. Фа­соль

Рис. 3. Че­че­ви­ца

Рис. 4. Соя

Рис. 5. Ара­хис

Рис. 6. Люпин

Рис. 7. Гли­ци­ния

Ди­ко­рас­ту­щи­ми пред­ста­ви­те­ля­ми се­мей­ства бо­бо­вых, из трав, яв­ля­ют­ся кле­вер (рис. 8), лю­цер­на (рис. 9). Они рас­тут без уча­стия че­ло­ве­ка, яв­ля­ют­ся кор­мо­вы­ми куль­ту­ра­ми. Их часто сеют на полях, для ор­га­ни­за­ции на них паст­бищ для скота.

Рис. 8. Кле­вер

Рис. 9. Лю­цер­на

Рис. 10. Чина

Рис. 11. Ляд­ве­нец

Рис. 12. Дон­ник

Вер­блю­жья ко­люч­ка (рис. 13) тоже от­но­сит­ся к ди­ко­рас­ту­щим бо­бо­вым, а также ку­стар­ник ка­ра­га­на, или жел­тая ака­ция (рис. 14), де­ре­во ро­би­ния обык­но­вен­ная, ее у нас часто на­зы­ва­ют белая ака­ция (рис. 15).

Рис. 13. Вер­блю­жья ко­люч­ка

Рис. 14. Ка­ра­га­на

Рис. 15. Ро­би­ния

3. Цветки бобовых

Бо­бо­вые рас­тения – это се­мей­ство из клас­са дву­доль­ные рас­те­ния, око­ло­цвет­ник в цвет­ке двой­ной. На цвет­ке фа­со­ли видно (рис. 16) ча­шеч­ку и вен­чик. Ча­шеч­ка у цвет­ков бо­бо­вых пя­ти­член­ная (со­сто­ит из пяти ча­ше­ли­сти­ков),

Рис. 16. Цве­ток фа­со­ли

Ле­пест­ки вен­чи­ка не про­стые, имеют раз­ную форму, верх­ний ле­пе­сток самый круп­ный на­зы­ва­ет­ся парус, ле­пест­ки спра­ва и слева на­зы­ва­ют­ся весла, два ниж­них ле­пест­ка сра­ще­ны и имеют на­зва­ние ло­доч­ка (рис. 17).

Рис. 17. Рас­по­ло­же­ние и на­зва­ние ле­пест­ков вен­чи­ка бо­бо­вых

Не всем био­ло­гам ка­жет­ся, что стро­е­ние цвет­ка по­хо­же на ко­раб­лик, по­это­му су­ще­ству­ет еще одно на­зва­ние цвет­ка бо­бо­вых рас­те­ний – цве­ток мо­тыль­ко­во­го типа. И само се­мей­ство бо­бо­вых при­об­ре­та­ет еще одно на­зва­ние мо­тыль­ко­вые.

В цвет­ке бо­бо­вых де­сять ты­чи­нок, де­вять из ко­то­рых срас­та­ют­ся между собой, а де­ся­тая на­хо­дит­ся на­про­тив па­ру­са от­дель­но, и один пе­стик (рис. 18).

Рис. 18. Рас­по­ло­же­ние ты­чи­нок и пе­сти­ка в цвет­ке

За­вязь пе­сти­ка яв­ля­ет­ся одной по­ло­стью, из нее воз­ни­ка­ет плод бо­бо­вых – боб (рис. 19). Часто оши­боч­но на­зы­ва­ют плод бо­бо­вых струч­ком, но стру­чок – это плод се­мей­ства кре­сто­цвет­ных и внут­ри раз­де­лен на две ка­ме­ры (рис. 20).

Рис. 19. Боб

Рис. 20. Срав­не­ние вида струч­ка и боба

Со­цве­тие у бо­бо­вых бы­ва­ет несколь­ких видов, в виде кисти у лю­пи­на и дон­ни­ка (рис. 21), в виде го­лов­ки у кле­ве­ра и лю­цер­ны (рис. 22).

Рис.21 Со­цве­тие в виде кисти у лю­пи­на

Рис. 22. Со­цве­тие в виде го­лов­ки у кле­ве­ра

4. Видоизменение вегетативных органов семейства бобовых

На при­ме­ре го­ро­ха рас­смот­рим одно из ви­до­из­ме­не­ний. Горох от­но­сит­ся к тра­вя­ни­стым ли­а­нам, у него вью­щий­ся, цеп­ля­ю­щий­ся, не очень проч­ный сте­бель. Для роста вверх необ­хо­ди­ма опора, в ка­че­стве опоры вы­сту­па­ют пря­мо­сто­я­щие стеб­ли травы, де­ре­вья, стена по­строй­ки, забор и т. д. У лиан се­мей­ства бо­бо­вых для за­креп­ле­ния на опоре есть ли­сто­вой усик, он яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем листа (рис. 23), ко­то­рый опле­та­ет опору или цеп­ля­ет­ся за неров­но­сти. Ли­стья у бо­бо­вых бы­ва­ют слож­ные. У кле­ве­ра ли­стья трой­ча­тые, у сои, фа­со­ли, го­ро­ха, жел­той и белой ака­ции – пе­ри­стые, у лю­пи­на – паль­ча­тые.

Рис. 23. Ли­сто­вой усик фа­со­ли

Еще одним ви­до­из­ме­не­ни­ем у бо­бо­вых яв­ля­ют­ся кор­не­вые клу­бень­ки (рис. 24). В этих клу­бень­ках на­хо­дят­ся азот­фик­си­ру­ю­щие бак­те­рии – ри­зобии, ко­то­рые спо­соб­ству­ют росту и пи­та­нию рас­те­ний.

Рис. 24. Кор­не­вые клу­бень­ки на кор­нях ляд­вен­ца

5. Заключение

На уроке мы рас­смот­ре­ли се­мей­ство бо­бо­вых, его пред­ста­ви­те­лей. Вы­яс­ни­ли осо­бен­но­сти стро­е­ния цвет­ка, плода и узна­ли о ме­та­мор­фо­зах и ви­до­из­ме­не­ни­ях.

Вопросы к конспектам

1.В чем хо­зяй­ствен­ная цен­ность пи­ще­вых и кор­мо­вых бо­бо­вых рас­те­ний? 2. По каким при­зна­кам виды бо­бо­вых объ­еди­ня­ют в одно се­мей­ство? 3. Пе­ре­чис­ли­те, какие пред­ста­ви­те­ли бо­бо­вых есть у вас на кухне. Какие вы ви­де­ли рас­ту­щи­ми на улице, в пар­ках, садах, ого­ро­дах?

Цели урока:

обучающая: подтвердить опытным путем влияние температуры на скорость прорастания семян фасоли;

развивающая: развивать умения соблюдать и фиксировать биологические явления, которые происходят с живыми организмами;

воспитательная: воспитывать самостоятельность, организованность в выполнении практических действий.

Тип урока: практическая работа.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная.

Опорные термины, понятия: наблюдение, биологический опыт, рост, развитие.

Материалы и оборудование: семена фасоли, 2 стеклянные баночки с крышками, вата, термометр, вода.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать ни данном уроке:

уметь обращаться с термометром;

уметъ пользоваться инструкцией при выполнении опыта в домашних условиях;

анализировать результаты наблюдаемых явлений и проводимых опытов, делать на их основе выводы.

В ходе изучения курса биологии учащимся предлагаются различные по содержанию практические работы. В некоторых предложены готовые результаты исследований, и задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другие работы предполагают участие и исследовательской деятельности, когда учащиеся могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда мосле постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле деятельности, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению биологических знаний и умений.

На уроках биологии практические работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществлять необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, проводить анализ, сравнивать, делать выводы или обобщения. Большое значение для развития учащихся при выполнении практических работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход практической работы, инструктирует учащихся, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

В качестве примера приведем дидактический сценарий по выполнению практической работы в 6 классе по теме «Развитие растений фасоли из семян”. Необходимо отметить, что данный биологический опыт учащиеся проводят в домашних условиях. Поэтому учителю необходимо дать четкие указания.

Ход работы

1. Возьмите две небольшие стеклянные банки. В каждую банку поместите небольшой комок ваты, который необходимо предварительно смочить водой. Затем на вату положите три семени фасоли. Банку накройте крышкой, чтобы вода не испарилась.

2. Одну банку поставьте на нижнюю полку холодильника, где температура составляет 4—5 °С (рис. 1).

3. Вторую банку поставьте на рабочий стол (температура 20—22 °С) (рис. 2).

5. Через двое суток после постановки опыта у семян фасоли, находящихся в банке на рабочем столе (рис. 5), должна лопнуть семенная кожура и появиться корешки.

А семена, которые находятся в холодильнике (рис. 6), всего лишь должны набухнуть.

6. На пятые сутки после закладки опыта у семян фасоли, стоящих на рабочем столе, появляются зародышевые стебельки (рис. 7).

7. Еще через сутки появляются боковые корешки (рис. 8).

8. Изменений у семян фасоли, стоящих в холодильнике, не наблюдается (рис. 9).

9. На девятые сутки проведения опыта происходит следующее: из почки начинает развиваться надземная часть растения — стебель с первой парой листьев (рис. 10).

10. Семена, находящиеся в холодильнике (температура составляла +4—5 °С), не проросли (рис. 11).

Результаты своих наблюдений внесите в таблицу:

Дата

Наблюдения

на рабочем столе

в холодильнике

Вывод: результаты проделанного опыта показывают, что для прорастания семян требуется определенная температура окружающей среды. В данном случае проросли семена фасоли, которые находились в банке на рабочем столе. Температура воздуха составляла +20—22 °С и явилась оптимальной для развития зародыша и превращения его в проросток.

Необходимо отметить, что правильная организация и проведение практических работ по биологии позволяют добиться эффективного усвоения учащимися учебного материала, ознакомить с методами познания природных объектов и явлений. При этом уровень самостоятельности зависит от сформулированной цели, степени подготовки учащихся и выбранных источников информации.

Работы исследовательского уровня при изучении биологических процессов могут проводиться при выполнении некоторых типов домашних заданий, поскольку продолжительность большей части биологических процессов по времени значительно дольше продолжительности урока. Методически грамотная организация процесса обучения во многом определяет успешность выполнения практических работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *