Животные южного урала

Животные южного урала

Проект «Животный мир Урала». Направление

Проект  «Животный мир Урала».
Направление: познавательное развитие.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, младший воспитатель.

Срок реализации проекта: июль

Актуальность: Несмотря на то, что с самого рождения нас окружают домашние животные или игрушки, символизирующие животных, картинки, книги, сказки, наши дети знают в основном общеизвестных животных: заяц, лиса, волк, медведь. А знают ли они животных нашего края, таких как рысь, соболь, бурундук? Нет. Дети  не имеют конкретных знаний и представлений о животных Урала.

Основной принцип: интеграция всех образовательных областей (познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, ручной труд, музыка).

Цель: Познакомить детей с малоизвестными видами животных Урала.

Задачи:


  1. Формировать познавательный интерес к животному миру Урала.

  2. Включать родителей в совместную деятельность с детьми по данному проекту.

  3. Развивать активный словарь детей.

  4. Учить любить и ценить природу.

Этапы работы:


  • Посещение «Музея природы».

  • Совместный поход родителей и детей в зоопарк.

  • Чтение художественной литературы о природе и животном мире.

  • Просмотр документальных фильмов о животных.

  • Создание альбома «Животный мир Урала»

  • Рисование, конструирование из бумаги, лепка животных.

  • Разучивание стихов о природе и животных.

  • Рассматривание «Красной книги Урала».

  • Выставка совместных работ детей и родителей «Животные нашего края».

  • Создание «Красной книги животного мира Урала» (работы детей).

Планируемый результат работы: Повышение уровня познавательной активности детей  и уровня речевого развития. Развитие чувства сопереживания, неравнодушия к природе и её обитателям.

Конспект открытого мероприятия  «Животный мир Урала»
Цель: Развивать познавательный интерес  детей к малоизвестным видам животных Урала.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, подходят к стойке с сюрпризом.

Воспитатель: «Недавно, ребята, мы с вами ходили в библиотеку, где находится много разных, интересных книг и журналов на разные темы. А вчера пришла посылка из библиотеки для любознательных детей. У нас есть такие дети?

Дети : «Да!»

Воспитатель: Тогда давайте откроем её и узнаем, что же такое интересное прислали нам.

Открывают и видят большую книгу о животных Урала.

1 страница: Карта Урала

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Карта нашего края – Урала.

Воспитатель: (показывает и рассказывает): По климатическим условиям Урал разделяют на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Кто знает, в какой части Урала мы с вами проживаем?

Дети: На Среднем Урале.

Воспитатель: Правильно. И мы сегодня поговорим о нашем крае, о Среднем Урале. Богат и интересен наш край, где мы с вами живём.(перевернуть страницу)

2 страница: Иллюстрации природы Среднего Урала.

Воспитатель: Почти вся территория Среднего Урала располагается в зоне лесов. Лес – одно из главных богатств нашего края. А что такое лес?

Дети: Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Воспитатель: А какие виды деревьев вы знаете?

Дети: Хвойные и лиственные.

Воспитатель: Назовите мне лиственные деревья

Дети: берёза, тополь, ольха, клён и т.д.

Воспитатель: А хвойные деревья?

Дети: ель, сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: Много деревьев вы знаете. А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?

Дети: Смешанный.

Воспитатель: А случается так, что в лесу растёт какой–нибудь один вид деревьев.

Животные Урала: самые интересные представители региона

Как называется лес, где растут например, только берёзы? (показать картинку в книге)

Дети: Роща.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (показать картинку в книге)

Дети: Бор.

Воспитатель: Ребята, а у русского народа есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы её понимаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А грибами и ягодами тоже любят лакомиться и животные. А как по-другому называют лесных животных?

Дети: Звери, дикие животные.

Воспитатель: А почему лесных животных называют дикими?

Дети: Это животные не приученные человеком и живущие в природе, в лесу и на воле.

Воспитатель: Правильно. А давайте с вами вспомним какие животные живут в Уральских лесах.

(перевернуть на 3 страницу: Загадки про диких животных.)

Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их правильно отгадать.

(Загадать 7 загадок. Затем провести физкультминутку.)

Загадать последнюю загадку (про лося), дети отгадали и под музыку входит ребёнок в костюме лося.

Саша: Лось – рога ветвистые,

            Да копыта быстрые.

             Головой качая, он

            Задевает небоскрёб.

Ребёнок в роле лося рассказывает о себе и в конце говорит, что он принёс девочкам и мальчикам интересные задания и передаёт 2 пакета воспитателю.

Задания вывешиваются на 2 мольберта. Мальчикам – «Помоги животным найти свои домики». Девочкам – «Кто оставил следы?»

Затем задания проверяются игроками другой команды (мальчики проверяют у девочек и наоборот), объясняют правильность выполнения.

Воспитатель: А теперь вернёмся к нашей книге и перевернём следующую страницу (слышится плеск воды).

Выходит БОБР (ребёнок в костюме бобра) и рассказывает о себе, задаёт детям вопросы, и прощаясь предлагает детям поиграть. Проводится физкультминутка «Зайчик»

Воспитатель: Давайте откроем следующую страницу. Ой, ребята, смотрите, а почему они красные, и какие – то животные здесь изображены.

Дети: Это страницы из Красной книги.

Воспитатель: А что же это за Красная книга такая?

Дети: Это книга, в которой занесены исчезающие виды животных.

Воспитатель: Давайте узнаем, какие же животные стали редкими  на Урале. Давайте Вика прочитает , Соня прочитает и др. дети. Последний ребёнок читает про змею – медянку обыкновенную.

Выходит под музыку Змейка – медянка (ребёнок) и рассказывает о себе.

Воспитатель: К сожалению, многие звери стали редкими и они занесены в Красную книгу не только Урала, но России. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растениям и животным, которых природа создавала миллионы лет. Давайте перестанем охотиться, вырубать леса, загрязнять землю и воду, а будем беречь и любить нашу природу. С любовью относится ко всему живому.

Дети: Рыбы, птицы и звери

          В душу людям смотрят,

          Как будто просят нас:

          «Люди,  не убивайте зря!

           Ведь море без рыб- не море,

           Ведь небо без птиц – не небо,

           Земля без зверей – не земля,

           А нам без земли – нельзя!»

Воспитатель: И подводя итог, я хотела бы сказать: Давайте будем защищать, беречь и любить родную природу и тот край, где мы живём, свою малую Родину. И давайте сейчас исполним гимн всех защитников родной природы.

Дети исполняют песню «Не дразните собак»

По окончании песни, раздаётся стук в дверь и вносится посылка с сюрпризом (Раскраски) для знатоков родного края и защитников природы.

Воспитатель читает надпись и спрашивает: Ну что ж вы все молодцы и показали насколько хорошо знаете животный мир Урала. Получите свои подарки (раздаёт всем детям раскраски). А большую книгу о животных Урала я предлагаю отдать детям других групп, чтобы они знали, любили и берегли свой край, где мы живём.

Поделиться в соцсетях

Похожие:

Литература

lit.na5bal.ru

Фауна Урала не отличается оригинальностью. Она слагается из тундровых, лесных и степных животных, распространенных на соседних равнинах.

В тундрах Урала многочисленны лемминги. Из хищников здесь обитают песец, полярная сова, мохноногий канюк, сапсан. Из птиц обычны и наиболее многочисленны пуночки, лапландский подорожник, краснозобый конек, белая куропатка. Горные тундры более бедны животными. Из зверей и птиц здесь встречаются копытный лемминг, полевка Миддендорфа, тундряная и белая куропатки, золотистая ржанка, лапландский подорожник.

В лесах обитают лось, бурый медведь, росомаха, соболь, куница, колонок, белка, бурундук, заяц-беляк, крот. Характерными таежными птицами являются глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, клесты. Обычны здесь горихвостка, славка-завирушка, кукушка, синичка-гаечка, трехпалый дятел, поползень. Нередко встречаются хищные птицы: филин, ястреб-перепелятник, ястребиная сова. Лучше всего лесные животные сохранились на Северном Урале, где леса менее всего пострадали от деятельности человека.

В степях многочисленны разнообразные грызуны — сурок степной или байбак, суслик рыжеватый и малый, степная пищуха, хомяк и др. Немало здесь хищных птиц — беркут, степной орел, степной лунь, канюк-курганник, коршун, степная пустельга. Из мелких степных птиц очень характерны жаворонки (до десятка видов), чекан-каменка. Из хищных животных обычны волк, лисица-корсак, степной хорь.

Характеристика животного мира разных частей Урала (Средний, Приполярный, Северный Урал).

В животном мире Среднего Урала преобладают животные и птицы, приспособленные к жизни в хвойных лесах. Это росомаха, соболь, колонок, бурундук, глухарь, рябчик,тетерев.

В верхнем горном поясе встречается дикий северный. В тайге Урала живут бурый медведь, рысь, куница, лось, белка, заяц-беляк, крот, дятел, кукушка, филин, ястреб, снегирь, синица.

В лесах и лесостепных районах области водятся волк, лисица, горностай, ласка. Немногочисленны в таежных лесах пресмыкающиеся и земноводные: гадюка обыкновенная, уж, живородящая ящерица, травяная лягушка. В южных районах тайги, особенно в хвойно-широколиственных лесах, состав животных разнообразнее. На западном склоне Среднего Урала появляются типичные для широколиственных лесов еж, лесной хорек, барсук, заяц-русак.

Встречаются птицы европейских лесов: соловей, иволга, зяблик, чиж, щегол, скворец, грач. Разнообразнее пресмыкающиеся и земноводные: неядовитые змеи, жаба, тритон.

В тайге Среднего Урала много промысловых зверей: соболь, колонок и куница.

Крупных лесных зверей больше сохранилось в лесах северных районов, где население еще редкое. Самый ценный из них — лось.

За последние годы, благодаря охране, его стало заметно больше, но охота на него запрещена. К числу вредных зверей относятся рысь, росомаха и особенно волк. Охота на них разрешена круглый год.

На Приполярном Урале можно встретить типичных представителей фауны тайги и тундры, Азии и Европы. На зиму, спасаясь от снежных буранов, стужи и голода, в леса Приполярного Урала откочевывают многие обитатели тундры — песцы, северные олени, волки, тундровые куропатки, белые совы, пуночки. Зимой тайга безмолвна. Медведь, барсук, бурундук спят глубоким сном. В самые трескучие морозы даже белка не выходит из своего гнезда (гайна). Лишь птицы иногда оживляют погруженную в мертвый сон тайгу. Много в тайге лосей. Зимой их излюбленные места — заросшие лиственным лесом заболоченные долины рек: ведь кора молодой осины для них лучший зимний корм. Летом лосей много также на высокогорных субальпийских лугах. Северных оленей на Приполярном Урале стало мало, но все же еще и теперь стада их (до 30 голов) приходилось наблюдать зимой в высокогорной зоне Исследовательского хребта.

Красная книга животных Урала.

«Красная книга» — список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.

Чтобы определить, насколько велика угроза вымирания, были введены четыре категории редкости, с помощью которых оценены все виды растений и животных.

I категория. Животные Урала, судьба которых вызывает особую тревогу, — выхухоль, европейская норка, еж обыкновенный, четыре вида летучих мышей, а также птицы — черный аист, краснозобая казарка, скопа, болотный лунь, орел-могильник.

II категория.

Фауна Челябинской области

Уязвимые виды, численность особей которых во всех или в большей части популяций быстро сокращается и может достичь критического уровня — обыкновенный еж, летучие мыши, беркут.

III категория. Редкие виды, представленные небольшими популяциями, распространенные на ограниченной территории. В настоящее время не находятся под угрозой исчезновения и не являются уязвимыми, но могут ими стать — лебедь-кликун, филин, прыткая ящерица.

Проблемы животного мира Урала и их решение

В связи с интенсивным ведением хозяйственной деятельности на Урале число видов животных, которые можно отнести к редким и находящимся под угрозой исчезновения, увеличивается. Редкими на территории считают такие ранее обычные виды, как обыкновенный еж, европейская норка.

Неблагоприятная экологическая обстановка ведет к дальнейшему сокращению числа видов животных, некоторые виды уже поставлены на грань исчезновения.

В последнее время одной из проблем является также резкое увеличение объемов незаконного оборота диких животных, трофейной продукции, зоологических коллекций.

Необходимо усилить охрану животных на территории Урала. Охрана диких животных от эксплуатации на Урале осуществляется в заповедниках, например, «Денежкин Камень» и «Висимский», национальном парке «Припышминские боры» и комплексных государственных охотничьих заказниках.

Надзор за соблюдением правил охоты на территории области осуществляет Управление охотничьего хозяйства. К борьбе с браконьерством привлекаются администрации охотничьих хозяйств, общественная охотничья инспекция, работники органов внутренних дел.

К охране животного мира нужно привлекать не только специальные организации, но также и обычных людей, приучать их ценить и беречь окружающую среду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *